Вы решили заниматься развитием ребенка дома. Подготовили все необходимое для занятий, составили план, и четко представили себе, как именно вы будете проводить занятие, но в этом уравнении осталось еще одно неизвестное – это ваш ребенок. Как заинтересовать его занятием?
Как бывает обидно, когда вы все продумали и подготовили (особенно, если вы потратили много времени на подготовку), а ребенок на все это посмотрел и пошел заниматься своими делами. Что делать, чтобы этого не произошло? Конечно, каждая мама должна иметь в запасе несколько проверенных приемов, но есть и общие рекомендации, которые подойдут большинству малышей.
Подберите удобный момент для занятий – когда малыш не увлечен другой игрой, не хочет кушать, спать, гулять, играть в машинки или строить башню из кубиков.
Очень важно установление контакта между мамой и ребенком. Подключитесь к игре, которой занят малыш и мягко встройте ваше занятие в эту игру. Используйте любимые игры и игрушки малыша, чтобы плавно перейти к сути занятия. Например, мишка может посчитать грибочки, машинкам нужно заезжать в гаражи определенного цвета и т.д.
Другой вариант - дождитесь, когда малыш наиграется, и сам будет искать вашего участия и внимания. И уже тогда предлагайте запланированное вами занятие. Но помните, что ведущая деятельность у ребенка – игра. Не подменяйте игру обучением и никогда не превращайте занятие в урок.
Можно попробовать привлечь внимание малыша к занятию личным примером – например, если хотите позаниматься лепкой, начните лепить что-то на глазах ребенка, но не приглашайте его к игре, а всем своим видом и словами демонстрируйте увлеченность процессом. Через несколько мгновений ребенок уже будет рядом с вами, ему станет интересно, чем это таким интересным занялась его мама.
Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка? Прежде всего, вам поможет наблюдение – за своим ребенком и другими детками этого возраста. Смотрите, во что дети играют с удовольствием и интересом, спрашивайте знакомых, какие игры и занятия пользуются у них популярностью и пробуйте использовать эти идеи в ваших занятиях. Очень важно, чтобы задание, которое вы даете ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: «Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли»?
Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигайтесь от простого к сложному. То есть пирамидку начинайте собирать из 2-3 колечек, паззл или разрезные картинки из 2-х крупных деталей и так далее, придерживаясь принципа постепенного усложнения.
Разрешите ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному вами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Это не значит, что вы просто выкладываете перед ребенком материалы для творчества или дидактические пособия и предоставляете ему полную свободу действий. Нет, вы должны продемонстрировать ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия сортера и тому подобное. Но потом вы должны отпустить его руку и дать ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.
Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание. Поощряйте интерес малыша. Просит мозаику? Похвалите, поддержите его, помогите достать с полки и примите живое участие в его игре.
Будьте внимательны к интересам и предпочтениям своего крохи и старайтесь быть гибкой, и вам обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.
Статья Марины Суздалевой,
автора проекта Клуб Увлеченных Мам,
http://razvivash-ka.ru