На дворе весна. Пригревает солнце, и оживает вся природа - набухают почки на деревьях, пробивается травка. А давайте устроим свою маленькую весну дома, на подоконнике.
Сегодня мы не станем делать поделки, а проведем вместе с детьми 3-5 лет настоящие биологические эксперименты:
С веточками
Во время прогулки осторожно срежьте несколько веточек тополя, березы, ясеня, липы. Дома внимательно рассмотрите своих «гостей». Предложите малышу пощупать веточки, понюхать их. Все ли они одинаковые? Нет! У одного кора толще, у других - тоньше, да и по цвету они разные, и по запаху. Расскажите крохе, как отличить одну от другой, каким деревьям они принадлежат. Если у вас есть подходящая книжка или набор карточек, рассмотрите изображения деревьев, веточки которых вы взяли. Можно завязать малышу глаза и предложить на ощупь или по запаху определить, веточку какого дерева он держит. Рассмотрите почки на ветках.
Теперь расставьте ветки по бутылкам с водой. Часть веток поставьте ближе к свету, часть – в тень, в они бутылки подливайте теплую воду – в другие холодную, то есть создайте разные условия. Понаблюдайте, на каких веточках листья появятся раньше, где они будут крупнее.
С семенами
Для наших опытов возьмем семена, которые дают быстрые всходы. Это фасоль, горох, семена подсолнечника, овса. Салат – латук появляется быстрее всех, через 4-5 дней можно собирать урожай. Начинаем посадочные работы. Прежде всего, выучим волшебный стишок, «заклинание», которое поможет нашему садику быстрее расти:
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток.
Перекинется мосток,
По мосточку мы пойдем
В гости к солнышку придем. ( И. Токмакова)
Можно, конечно, обойтись и без заклинания, но, согласитесь, так гораздо интереснее и таинственнее!
Выращиваем фасоль
Чтобы было интереснее наблюдать за ростом фасоли, посадим ее в стеклянную банку.
- Ополосните банку холодной водой.
- Вылейте воду, но банку не вытирайте.
- В банку вертикально вставьте стопку бумажных салфеток, свернутых трубочкой. Лучше, чтобы салфетки были контрастно го цвета, например, красные или желтые.
- Между стенкой банки и салфеткой поместите несколько фасолинок.
- Смочите салфетки небольшим количеством воды и следите, чтобы они постоянно оставались влажными.
Через несколько дней из фасолинки проклюнется маленький белесый «червячок». А еще через пару дней на свет появится первый листочек. То-то будет радости! Теперь можно каждый день измерять, на сколько выросла фасоль. Детям постарше будет интересно делать это линейкой и записывать результаты в специальный дневник. А самые маленькие могут измерять длину растения с помощью собственных ручек: вчера росток был с ноготок, сегодня уже с пальчик, а завтра будет с ладошку...
С листьями комнатных цветов
Возьмите лист бегонии или фиалки и переверните его жилками вверх. На пересечении жилок сделайте маленькие надрезы острым лезвием. Положите листок на влажную салфетку и накройте стеклом. Поставьте в теплое светлое место и регулярно поливайте. Через несколько дней из жилок начнут расти крохотные «детки» - листочки. Рассмотрите их в лупу. Когда они чуть-чуть подрастут и окрепнут, их можно будет пересадить в землю.
С репчатым луком
Возьмите головку лука, налейте в маленькую баночку (например, из-под детского питания) воду и поставьте на нее сверху луковицу - так, чтобы она касалась воды. Наблюдайте с ребенком за ростом корешков, а затем стрелок лука.
С корнеплодами – морковью, свеклой
Обрежьте верхушки у морковки, репки, свеклы. Налейте в мелкое блюдо немного холодной воды так, чтобы она не покрывала верхушки корнеплодов. Поставьте блюдо на подоконник и каждый день подливайте воду.
Через несколько дней появится ботва. Теперь кусочки корнеплодов напоминают тропические острова, покрытые буйной растительностью. Снаряжаем кораблик из скорлупки — и в путь!
Проводя эти нехитрые эксперименты, обязательно рассматривайте, как устроены растения. Рассказывайте малышу, как называются их части (корни, листья, цветы, плоды, семена); объясняйте, зачем они нужны. Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы, у корнеплодов - ботва, у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут из луковиц, картофель — из клубней. По возможности используйте книжки с картинками на эту тему.
Согласитесь, опыты очень простые, а сколько радости они доставят малышу! Но игры с растениями не только создают хорошее настроение. Они еще и очень полезны: учат познавать мир, дают представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем, способствуют развитию речи.
Юлия Жембровская