Моей самой любимой игрушкой в детстве был конструктор. Их было два. Один пластмассовый. «Кубики с пупырышками», - так я его называла.
Второй - деревянный, представлял деревянные бруски, из которых можно было построить настоящий деревянный дом с колодцем и хозяйскими постройками. Конструкторы меня поржали тем, что сколько не играй, можно ни разу не повторить построенную модель.
Вот почему уже на первую годовщину старшему ребенку я преподнесла огромный мешок с конструктором. Дети подросли, но ни они, ни я не в силах расстаться с остатками пластиковых кирпичиков. Столько с ними связано приятного и полезного время провождения!
Как играть с детьми? Можно им показать модель того, что можно построить. А можно отдать игрушки и понаблюдать, что же они будут творить с новым приобретением.
Я отдавала игрушки, не показывая, что можно с ними делать. Интересно было наблюдать, как дети манипулируют с новым приобретением. Их стремление приспособить это новое в привычную программу действий, умиляло. Взяв деталь, пробуют на вкус, возят по полу, засовывают пальчики во все отверстия. Понадобилось много времени, чтобы сын догадался, что детали крепятся друг к другу. Когда иссякла его фантазия по применению деталей конструктора, тогда ему показала, какие дома, замки и дворцы можно возводить. Можно было соорудить любимые его машинки! Кроха с нетерпением ждал возвращения домой, чтобы воскликнуть: «Мама, давай поиграем!»
На многие месяцы конструктор стал мощным рычагом воздействия. Можно было им соблазнить, побыстрее убраться на кухне и пойти поиграть. Это было сильнейшим стимулом для малыша сдержать боль и не заплакать, когда брали кровь из пальчика. Можно было и пригрозить: «Вынесу конструктор на балкон, если не перестанешь капризничать!»
Игра «Делай, как я».
Одновременно начинали строить колодец, домик, башню. Сын должен был построить точно такую конструкцию, используя те же цвета, что и я.
Игра «Что это?»
Один из игроков строит конструкцию или на полу выкладывает очертания фигуры, другой отгадывает, что построено или выложено. Потом игроки меняются.
Игра «Повтори».
Первый игрок строит конструкцию, другой ее внимательно рассматривает, потом конструкция убирается, другой должен ее воспроизвести.
Эти игры имеют разные уровни сложности. Можно построить прямоугольный колодец, а можно башню с окошками и краями - зубчиками. Можно использовать детали одного цвета или произвольных цветов. Другой должен повторить увиденное очень точно.
Игра «Башня для невесты».
Смысл этой игры заключается в том, что ребенок должен построить сооружение определённого назначения и обосновать свое видение конструкции. Например «Башня для невесты» подразумевала в сознании моего сына красивую башню с окошками и обязательной лестницей для того, чтобы по ней мог забраться принц, и спасти принцессу. Военная башня у сына получалась высокой и с козырьком. Он объяснял, чем выше башня, тем лучше видно все и быстрее можно заметить врагов. Мы строили дома для гномиков и для военных, грузовые машины и машины спортивные, заборчики декоративные защитные…
Игра «горка».
Название игры не имеет отношения к смыслу игры. Слово «Горка» послужила толчком к целому ряду демонстраций. Когда я сыну объясняла основы законов физики, то первым опытом - демонстрацией был шарик, который скатывался с горки. Чем горка круче, тем шарик катится быстрее. Конструктор пригодился, для объяснения устойчивости конструкций. Чем основа шире, тем конструкция устойчивее.
Для устойчивости любой конструкции нужно минимум три точки опоры. Две недостаточно. Как построить мост, чтобы он не заваливался?
Конечно, это можно было со временем объяснить ребенку, но легче это построить, воспроизведя визуально то, о чем говорите. Ребенку будет намного проще понять, когда он это увидит.
Игра в конструктор оказывается интересным и познавательным занятием, развивающее образное воображение, логическое мышление, фантазию
и мелкую моторику рук.
Саватеева Марина