Выбирая систему и школу нужно ориентироваться не только на процесс «Ой, как там здорово! Как там нравится детям» или «Это так модно, обучать детей по этой системе». Надо смотреть и на результат.
Теория
Мария Монтессори - эта первая в Италии женщина – врач. Она была не только врачом, но и педагогом, психологом, философом. Занималась детьми с ограниченными возможностями, и добилась потрясающих результатов. Затем ее методы стали использоваться при обучении здоровых детей. Со временем был организован детский сад, затем количество дошкольных учреждений, применяющие принципы обучения, которые разработала М. Монтессори увеличилось, и нашло распространение не только в Италии, но и в других странах.
Принципы системы Монтессори:
- Ребенку отводится активная роль.
- Центром в процессе обучения является ученик, а не учитель.
- Учитель выполняет роль помощника. Его задача научить ребенка все делать самостоятельно.
- Главный принцип системы «Помоги мне это сделать самому».
- Главный акцент воспитания - создать развивающуюся среду.
- Для этой системы характерны группы, в которые входят дети разных возрастов. Старшие обучают младших в процессе общения и игры.
Идея системы - помочь ребенку найти свой путь развития собственного потенциала, помочь ему максимально реализоваться. В Монтессори школах нет единых программ обучения и воспитания. Здесь исходят от внутреннего потенциала ребенка, от того, к чему лежит его душа.
Мария Монтессори пожалуй первая, кто взглянула на мир глазами ребенка и увидела, что мир принадлежит великанам. Он создан под них: огромная на взгляд ребенка мебель, домашняя утварь, предметы обихода. Монтессори создала мир под рост ребенка, где маленькие столы и стулья, посуда и бытовые принадлежности. Используя «маленькие» предметы ребенок учится првильно с ними обращаться.
Обучению определенным навыкам отведено достаточно времени и используются специальные приспособления. Например, зашнурованию ботинок, пришиванию пуговиц, застегиванию молнии, вкручиванию шурупов, пересыпанию различного материала в разные емкости…Все эти навыки направлены на то, чтобы ребенок стал самостоятелен в повседневной жизни, мог сам себе обслуживать. Эти практические занятия направлены на развитие мелкой моторики рук, что приводит к развитию речи и подготовке руки к письму.
Практика.
Что касается дошкольного образования, система Монтессори замечательная система образования. Но школьный период должен проходить в другой системе координат, где основным действующим лицом, активной составляющей, ведущим должен выступать учитель. Программа школьного образования подразумевает, что за определенный период времени ребенок должен усвоить определенный объем знаний. А если следовать за настроениями ребенка, то он хочет заниматься, то нет, то хочет заниматься но не этим, то у него сегодня созерцательное настроение… При таком отношении ребенок не усвоит должного объема знаний.
Ребенок - школьник вскоре поймет, что «погоду в доме» делает он, а не взрослый, взрослый ориентируется на него… И это может привести к печальным результатам. Ребенок начинает жить принципами «хочу - не хочу» и «мне все должны».
Несколько раз год я по приглашению посещаю спектакли и ярмарки, которые проводятся в школе, где процесс обучения проходит по системе Монтессори. Это замечательное времяпровождение! Прекрасные культмассовые мероприятия, на ярмарках всегда любуюсь детскими поделками, они с такой любовью сотворены! Но больше всего меня впечатляют лица родителей. Они такие светлые, добрые, вдохновленные и одухотворённые! Ощущение, что подпитываешься позитивной энергетикой.
Печальный результат
Трое хорошо мне знакомых детей разных возрастов, которые посещали подобную школу, были в силу обстоятельств переведены в обычную районную школу, и была возможность сравнить уровень образования. Результаты ошеломили! По уровню знаний они были класса на три ниже своих сверстников. В четвертом классе девочка с трудом читала, писала как первоклашка. Старший ребенок, четырнадцати лет отказался ходить в школу, заявив, что он ничего не понимает.
Но это не так страшно, нужные умения и знания можно получить при желании, самое печальное, что ни у кого из детей не было желания учиться. Их никто никогда не заставлял. Не учил преодолевать свое нежелание и нехотение, не объяснял значение слова «надо», не ставил цели, не мотивировал, не рисовал последствия «если не будешь учиться, то…»
Поэтому, выбирая систему и школу нужно ориентироваться не только на процесс «Ой, как там здор
ово! Как там нравится детям» или «Это так модно, обучать детей по этой системе». Надо смотреть и на результат. С чем выйдет ребенок в жизнь, обучаясь в этом школьном учреждении.
Саватеева Марина