Каждый ребенок – это исследователь. Кажется, какое отношение имеет ребенок к «царице наук» - математике?
Он с ней сталкивается постоянно. Когда бросает игрушки на пол, сидя на детском стульчике, он изучает понятия «далеко – близко». Когда собирает пирамидку, он знакомится с числовыми последовательностями. Собирает игрушки в кучу – это знакомство с количеством «много – мало», «одно и множество». За что бы малыш ни взялся, все работает на развитие способности мыслить и постигать. Он знакомится и с абстрактными понятиями, которыми так богата математика.
Постигает он столь сложную науку через чувственный опыт. Нужно внимательно следить за крохой и развивать то, что в данный момент действительно интересует ребенка. Если ему сейчас интересно сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, сравнивать признаки, то играйте с ним именно в это.
Можно даже придумать сказку со своими персонажами и давать несложные задания. Например, собрать в домике игрушки одного цвета, в другом домике игрушки, сделанные из одного материала, в третьем - одного размера…
Стоит ли учить кроху считать в раннем возрасте? Да, если он сам выявил к этому потребность. Считать стоит только то, что наглядно. Не абстрактные числа, а пальчики на руке, яблоки на блюде, кубики в коробке.
Перед тем как знакомить кроху со счетом, стоит сначала познакомить с понятиями: больше, меньше, столько же и понятием подобия. Эти две фигурки похожи цветом, эти три формой…
Дидактическим материалом могут служить любые предметы, которые оказались под рукой. На прогулке - это камешки, палочки и листочки. Дома – предметы быта и домашняя утварь, в детской - игрушки. Все можно пускать в дело.
Важно и то, чтобы ребенок все проговаривал: «Эта тарелка больше этой», «Зеленое полотенце одно, красных полотенец - два»… Так развивается его речь и особенно то, что так «западает» у детей - окончания числительных и падежные окончания существительных.
Малыш должен и обосновывать свою точку зрения. «Карандашей больше, чем ручек, потому что ручки помещаются в коробке, а карандаши нет», «Эта дырочка уже, потому что в нее палочка не входит»…
Интересна игра, которая подтверждает закон математики «От перемены мест, сумма не меняется». Маленькие дети не понимают этого, если предметы переставить или переместить, то количество их не изменится. Можно придумать несколько игр, чтобы «доказать» этот математический закон.
Играя с детьми, нужно не давать им готовые ответы, не ставить перед фактом, а так строить общение, чтобы подталкивать к анализу и самостоятельному решению. В этом и заключается смысл игры, чтобы ребенок сам догадался, сам решил.
Для того, чтобы проще было знакомить кроху с цифрами, пусть они « попадаются» ему на глаза постоянно. Они могут быть игрушками, в которые играет малыш. Это кубики с цифрами, это цифры, вырезанные из фанеры или картона, согнутые из проволоки, это карточки. Цифры легко сложить из конструктора. Тогда процесс обучения пойдет намного быстрее, ведь цифры ребенок уже видел многократно.
Занятие математикой не нужно превращать в отдельное занятие. Вокруг нас всегда найдется то, что можно посчитать: количество ложек на столе, количество голубей на прогулке в парке, количество конфет на ладошке…
Если математика станет элементом игры, элементом сказки, которую вы придумали вместе с крохой, то она не будет вызывать никаких сложностей, и кроха ее освоит играючи.
Саватеева Марина