Лето - прекрасная пора для «научных» экспериментов. Ребенок много времени проводит на свежем воздухе.
На даче или в поездке можно провести серию опытов, изучить свойства того или иного материала. Для начала можно познакомиться с таким веществом, как вода.
Каждый предмет имеет свою форму. Мяч – круглый, тумбочка – прямоугольная, кубик – квадратный. А какую форму имеет вода? Налейте воду в емкости различной формы. Что получиться? Пусть малыш сам догадается, что оказывается вода, принимает форму сосуда, в которую налита.
Предложите ребенку несколько фруктов и овощей: сладкий банан, кислый лимон, соленый огурчик, горький перчик. У каждого продукта есть свой неповторимый вкус. А какой вкус у воды? Налейте крохе стакана воды, пусть он попробует ее на вкус и объяснит, какая она. Оказывается она «никакая».
Налейте воду в несколько небольших стаканчиков и добавьте в один - сахар, в другой – соль, в третий - капельку лимонного сока. Размешайте воду в стаканчиках и предложите крохе попробовать. Оказывается, что вода теперь приобрела вкус. Пусть малыш сам догадается, что произошло. Вода приобрела вкус того, что в ней растворили. Вещество, которое было добавлено «поделилось» с водой своим вкусом.
Этот опыт показывает, что вода не только приобретает вкус добавленного в нее вещества, но имеет способность растворять в себе крупинки.
Возьмите стакан с водой и добавляйте в него понемногу сахар, при этом интенсивно его размешивая. На каком - то моменте вода уже не сможет растворить весь сахар и крупинки останутся лежать на дне. Значит, есть предел. Вода превращается в насыщенный раствор, и не в состоянии в себе больше растворять.
Если в стакан с водой добавить манку, но манка в воде не раствориться. Значит, не все вещества вода может в себе растворять.
Добавляя в воду краску различных цветов и разной концентрации легко убедиться, что вода принимает цвет добавленного в нее вещества.
Возьмите несколько различных предметов и предложите крохе разместить их на поверхность воды. Посмотрите, что тонет, опускаясь на дно, а что остается плавать. Листочки, прутики, щепочки, пластмассовые и резиновые игрушки спокойно «дефилируют» по поверхности воды. А камешки, монетки, кусочки глины - тонут. Помогите крохе догадаться, извлечь выводы из этого эксперимента. Что тяжелее воды, то тонет, что легче – остается на поверхности.
Есть предметы, которые сначала плавают, а потом тонут. Происходит это от того, что они сначала сухие, а когда пропитываются водой – тяжелеют и идут на дно. Это листы бумаги, губка, открытый пластиковый флакон.
Происходит это потому, что в сухом виде эти предметы наполнены воздухом, но при погружении в воду, они пропитываются водой, то есть вода вытесняет воздух. Становятся тяжелыми и идут на дно.
Вода имеет еще одну удивительную способность. Она делает другие вещества вязкими. Например, мука или песок. В первоначальном виде они рассыпчатые. Из них невозможно ничего слепить. Но если в них добавить воду и все хорошенько размешать, то они становятся пластичными.
Если в глину добавить воду, все тщательно размешать и слепить фигурку, то после высыхания, то есть испарения воды, фигурка останется твердой, сохранит свои очертания.
Изучив основные свойства воды можно познакомить малыша с другими веществами, которые нас окружают: воздухом, землей. И постепенно подвести к мысли, что мир состоит из мельчайших частиц. Они называются атомами. Увидеть их невооруженным глазом нельзя, но проделанные опыты с водою, землей, воздухом доказывают это.
Саватеева Марина