Отправьте малыша на лето в деревню. Буквально через месяц вы будете поражены тем, как ваш ребёнок повзрослел, каким самостоятельным и деятельным стал.
Деревня для ребёнка – это познавательный полигон, место активной деятельности. Здесь, на природе он получит представления о реальной жизни. То, что столько раз видел на картинке и по телевизору, о чём слышал. Здесь он сам всё может потрогать и увидеть воочию.
Знакомство с миром природы.
Оказывается, настоящая коровка отличается от той, что ребёнок видел на картинке. Она большая, рога у неё огромные и мычит она так, что мурашки бегут по телу. И трудно поверить, что эта достаточно угрожающее животное, от которого пахнет вовсе не мамиными духами, даёт такое вкусное белоснежное молочко. Коровку нужно доить и малыш может теперь узнать, что скрывается под этим словом «доить». Оказывается это определённые движения руками, а не краник, как ванной.
А лучок растёт не в гирлянде красиво переплетённый в косичку, а сидит в земле, как свёкла и морковка.
А кошка с мышкой вовсе не друзья, как можно подумать, посмотрев мультики. Если кошка поймает мышку, то обязательно придушит и съест. И никто ей пальчиком не погрозит и не накажет. А наоборот похвалят кошку, умеющую так ловко ловить мышей.
Малыш постепенно начинает понимать, что мир не так прост, как ему казалось прежде.
Познавательная деятельность.
Только в деревне, на природе мы можем позволить своему малышу покопаться в земле, собрать дождевых червей, половить бабочек. А из камней сложить узор. Из глиняной жижи слепить барашка.
А какая прекрасная возможность изучать свойства воды! Бесконечное количество раз можно водичку переливать из кружки в бутылочку. Добавлять песок и глину и смотреть, что растворяется, а что осаждается на дне. В тазике с водой можно пускать в плавание щепочки, листочки, бросать камешки. И снова смотреть, наблюдать.
На пруду открыть для себя водный мир, населённый жучками, улитками и головастиками.
А растительный мир! Это уже другая вселенная! Оказывается сколько разных трав можно встретить на обычном лугу! Как они различаются по форме и цвету. Поразиться их обилию. Всласть наглядеться на бабочек и лягушек, жучков и паучков.
Трудовая деятельность.
Даже такое прозаическое занятие для сельчан, как растопить печку, разжечь костёр, спалить жухлую ботву ребёнка приводит в неописуемый восторг. Он хочет быть всем нужным. Рвётся в бой помогать всем. Только дайте ему в руку грабли и лопату! И он на своём воодушевлении перекопает, перепашет весь участок. От его страсти быть полезным скоро вы устанете. «Сядь, отдохни», - говорите вы ему. «Некогда, некогда», - говорит его вид. И малыш спешит, рвётся куда - то бежать, что – то делать до тех пор, пока не сваливается спящим прямо вам на руки.
Самостоятельность.
Из обычного городского чуть инфантильного ребёнка, у которого всегда за спиной - мама, будь то песочница или прогулка по улице. Он превращается вполне самостоятельную личность. Он уже не ждёт, когда мама освободиться и поможет ему застегнуть ботинки перед прогулкой. Он сам, пусть и неправильно надев ботиночки, уже бежит на улицу. К жуку, который его с вечера дожидается в консервной банке, к соседке бабушке, помогать ей, собирать жуков с картошки. А козлику нужно дать травки, курочкам отнести крошек. Некогда, некогда…
Волшебный мир сарая.
А сарай и мастерская для малыша превращаются в самое сказочное место на земле. Где он ещё увидит столько инструментов, непонятных деталей, приспособлений. И это не музей, где можно только смотреть. Здесь тебе разрешат стучать молоточком. Могут доверить дощечки и гвоздики. Можно самому сколотить скамеечку и соорудить машинку. Можно перебирать железяки, мотки проволоки, болтики, гаечки и множество других деталей, о назначении, которых можно только догадаться.
А чердак? Чем не летучий корабль, набитый старыми волшебными вещами. Разве его сравнишь с прозаической песочницей?
Понаблюдайте за малышом. Это вы, раньше называли его непоседой, не умеющим ни минуты посидеть на месте? А теперь смотрите, с каким упорством и наслаждением, он уже второй час подряд возится в сарае, разбирая, перекладывая с места на место шурупчики – винтики. А на чердак, набитый старой мебелью и домашней утварью он поднимается, как монашка к алтарю.
Словарный запас.
Представьте, насколько за лето вырастет словарный запас вашего ребёнка! Сколько новых слов и понятий он усвоит. Многие слова, которые раньше были в пассивном словаре ребёнка, теперь войдут в его разговорную речь. Потому что они облекутся плотью. Для малыша уже будут понятно значение таких слов, как « копать, рыхлить, трудиться, плуг и мотыга». Ребёнок уже будет видеть разницу между козликом и барашком. Он, возможно, научиться ценить человеческий труд. Поймёт, чтобы приготовить обед, нужно растопить печку, нанести воды. На огороде нарвать моркови, зелени. Накопать картошки, срезать качан капусты. Все овощи вымыть, нарезать и нашинковать. Сварить. Вот и готово первое блюдо.
Взаимосвязь в природе.
Малыш, живя в деревне, приобретает наглядный практический опыт, который нельзя заменить ни какими рассказами и книгами с красивыми иллюстрациями. Ни одна самая умная книжка или видеофильм не заменят ребёнку тактильных ощущений, со переживаний и тех эмоций, которые дарит живой мир.
Ребёнок начинает ощущать взаимосвязь живой и неживой природы. Прошёл дождик. Земля напилась водичкой. Радостно налились яблочки соком, распустились цветы, созрели помидорчики. Или человек полил свои грядочки, прополол от сорняков. И ответила ему матушка – природа дружными всходами, отблагодарила за заботу. А если только рвать и уничтожать, скажем, в лесу, то будут там нас ожидать лишь пеньки. Ни шелеста листьев, ни пения птиц. Прогулки по лесу, наблюдение и посильное участие в деревенской жизни, могут дать ребёнку эстетические и моральные нормы. Помогут ответить на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо на наглядных примерах.
Саватеева Марина