В теплое время года мы много передвигаемся на транспорте. Не только в автомобиле, но и на поезде, на самолете. Ребенку иногда становится скучно в монотонной и долгой поездке. Чем занять его в пути?
Родители, имеющие практику подобных поездок с детьми, знают, что в дорогу нужно брать небольшой набор «путешественника», куда входят принадлежности для рисования, раскраски, брошюрка с загадками и кроссвордами, коробочка с мелкими деталями конструктора.
А что делать, если под рукой нет подручного материала, чтобы занять малыша? Вы едете на машине, и ребенок заскучал, закапризничал?
Огромное количество игр можно придумать на ходу. Это не только развеселит и займет кроху, но и будет полезными упражнениями для него.
Дидактическим материалом может послужить вид из окна, журнал или рекламный проспект, завалявшийся у вас в машине, но главное – ваша фантазия.
Игра «Кто больше увидит?»
Глядя в окно по очереди нужно перечислить названия видимых предметов: дорога, лес, столб, дом… Выигрывает тот, за кем остается последнее слово.
Игра «Опиши это»
Выбирается слово. Например, «облако». Каждый участник добавляет к нему прилагательное. Следующий игрок называет слово с этим прилагательным и добавляет свое прилагательное. Тот, кому переходит ход, уже называет существительное с двумя прилагательными, добавляя третье прилагательное. Например, «облако» белое, пушистое, легкое, плывущее…
Игра «Назови пару»
Берется прилагательное, описывающее качество предмета. Например, «легкий » и по очереди нужно называть существительные, к которым можно присоединить это слово: легкое перышко, легкий ветерок… Особенно ценятся образные сравнения: «легкий характер», «легкая рука», «легкая походка»…
Игра «Со всех сторон»
Называется предмет. Каким он может быть? Важно не повторяться. Одно прилагательное описывающее цвет, одно прилагательное описывающее форму, другое - фактуру, плотность, вес... Камень может быть: серым, тяжелым, шероховатым, овальным, грязным… выигрывает тот, за кем остается последнее слово.
Игра «сочини рассказ»
Ведущий перечисляет несколько произвольных слов. Игрок должен придумать связанное предложение, где используются все названные ведущим слова. Например, из слов: «корова, самолет, футбол, ноты, полосатый. Нужно придумать логическое повествование. «Корова в строгом полосатом костюме, нервно теребя в копытах ноты, летела на самолете на чемпионат мира по футболу»
Игра «На вторую букву».
Это чуть усложненный вид всем известной игры, когда один участник называет слово, а другой называет слово, оканчивающее на букву первого слова. Когда эта игра наскучит или покажется слишком легкой, ее усложняют. Нужно назвать слово, которое начинается на вторую (или как вариант на третью букву) ранее названного слова.
Игра «Перечисли все»
Выбирается тематическая группа, и называются слова, относящиеся к этой группе. Группа цветов, деревьев, зверей, птиц, профессий, школьных принадлежностей… Игру можно усложнить. Например, нужно перечислить профессии на определённую букву. Скажем, на «А»: аптекарь, астронавт, акробат…
Тематическую группу может выбрать сам ребёнок. Например, он может попросить перечислить название мультиков или марки машин.
Игра «Что это?»
Вы из печатного издания, которое оказалось у вас под рукой или сами, припомнив сложносочиненное слово или термин, просите ребенка объяснить, что это слово может обозначать. Например, слово «динамика», «блокировочная система», «терморегуляция»… Смысл игры не в том, чтобы дать четкое и правильно определение, а в том, чтобы вместе порассуждать, проанализировать слово, разобрать его на части, понять, что это могло бы быть. В этой игре нет победителя и нет окончательного решения. Смысл игры не в результате, а в процессе.
Подобных игр можно напридумывать «великое множество». Нужно ориентироваться, прежде всего, на возраст и увлечения ребенка. Выбрать то, что его заинтересует, и во что он будет играть с удовольствием. Тогда время в дороге пройдет быстро и незаметно.
Саватеева Марина