Время современного дошкольника и школьника расписано чуть ли не по минутам. Оно насыщено не только учебой, но и дополнительными занятиями, которые охватывают довольно большой спектр по интеллектуальному и физическому развитию: кружки, спортивные секции, театральные студии, посещение репетитора.
Родители стремятся свое чадо загрузить по максимуму: логопед, преподаватель английского, бассейн, рисование, лепка… Все нужно, все для пользы. Но в результате такой нагрузки часто мы видим не разносторонне развитого ребенка, а неуверенную в себе, стесняющуюся личность, которая за себя постоять не может, не имеет собственного мнения, живет с оглядкой на взрослых, не обладает бойцовскими качествами.
Психологи одну из причин такого поведения видят в том, что современное поколение детей «недоигралось» в дошкольном возрасте, по причине своей постоянной занятости развивающимися занятиями. Оно не набегалось, не напрыгалось в «Казаки – разбойники», «Салочки - выручалочки», «Море волнуется раз…», «Вышибалы», «Дочки - матери»…
А все эти, знакомые нам с детства игры, воспитывают те качества, которые так необходимы при общении, при адаптации в школе.
Лето - это прекрасная возможность хоть частично восполнить этот пробел. На даче, в деревне, на курорте, в поездке, немало детей, с которыми ваш ребенок может поиграть в эти игры. Да, и взрослые могут вспомнить «золотую пору» побегать и поиграть с детьми.
Летние каникулы - это возможность больше общаться с ребёнком, проводить с ним время в совместных занятиях.
Если ребенок по привычке «не слышит» ваши просьбы, игра и этому может помочь. До вашего чада быстро дойдет: если он вам поможет по дому, саду, огороду, вы быстрее закончите с домашними делами и значит больше времени останется для совместных игр.
6 – 10 лет это тот период, когда дети с нами. Потом у них появляются свои интересы, они начнут все больше времени проводит со сверстниками. Затем на горизонте замаячит подростковый период, ребенок начнет взрослеть и удаляться от вас. Это нормально, это естественно.
Но сейчас пока он при вас, этим нужно воспользоваться.
Итак, во что можно поиграть с детьми? Конечно, в те игры, на которых мы выросли сами, в игры нашего детства. Можно игры придумывать и «на ходу».
У вашего ребенка столько игрушек, что вам и не снилось в вашем детстве со скромным набором кукол, мишек и машинок. Можно придумать и расписать сценарий сказочной истории, а можно сюжет придумать на ходу и тут же его разыграть. Интересно наблюдать какой сюжет придумает ребенок, какими чертами характера он наделит игрушки. Это, кстати, многое скажет о нем самом: что его интересует, чем он живет, что его беспокоит.
Можно придумать игры, чтобы познакомит ребенка с новыми сферами деятельности. Во главе этих игр стоит, наверное, игра в «Дочки - матери», которая знакомит наших отпрысков с функциями отца и матери в семье, помогает понять, кто такой «младенец», какой уход за ним требуется. Игры в машиниста поезда, в доктора, в учителя… Так постепенно ребенка можно познакомить с многими профессиями и он поймет на сколько сложен труд шофера, продавца, строителя и начнет более уважительно относится к этим видам занятий.
Есть огромное количество спортивных и интеллектуальных игр, требующих большого количества участников. Поэтому не нужно запрещать детям приглашать в гости своих друзей. Грязь на полу, раскиданные игрушки и предметы, да, это, несомненно, будет, но куда важнее общение вашего ребенка со сверстниками. Это не заменишь ничем. Социальная адаптация, умение договариваться, убеждать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение другого, сглаживать конфликты. Эти качествами невозможно овладеть теоретически. Только постоянная практика, только живое общение поможет ребенку «стать своим» в любой компании.
Саватеева Марина