Существует интересный вид игр, для которых не требуется никакого подручного материала. В эти игры можно играть везде: дома, на улице, в транспорте, очереди, на природе… Возрастного ценза не существует: от семи – восьми месяцев и до глубокой старости.
Эти игры развивают внимательность, наблюдательность, учат классификации и образному мышлению.
Что это за игры? Это игры на вычленение. Из единого визуального ряда надо вычленить элементы с определенными характеристиками.
Например, когда вы крошке - карапузу показываете игрушку мишку, а потом ее сажаете в ряд с другими игрушками и просите малыша показать вам мишку, это и есть игра на вычленение.
Знакомя ребенка с новыми для него понятиями, знакомя с цветом, формой, материалом для закрепления теоретической части, можно попросить его найти в своем окружении элементы с указанными вами характеристиками. Например, вы познакомили малыша с голубым цветом. Попросите его на прогулке показать вам предметы того же цвета. Это будет небо, скамейка, платье девочки... После этого задание можно усложнить и указать мелкие элементы: голубую шлейку собаки, голубую сумочку, голубые глаза девочки – подростка.
Такая игра - вычленение может касаться всего. Например, формы. Найди и покажи квадраты. Это комод, книжка – раскладушка, кубик… Найди предметы сделанные из дерева, из метала… Покажи предметы похожие на цифру «6». Укажи волнистые и прямые линии на сквере. Сколько раз в абзаце встречается буква «в»?..
Эти игры можно придумывать на ходу исходя из окружающего «интерьера».
В поликлинике: покажи детей своего возраста, перечисли предметы белого цвета, кого больше сидит у кабинета к врачу: девочек или мальчиков?
В магазине подобные игры не имеют, наверное, себе равных. Столько товара, столько возможностей вычленять и классифицировать по цвету, форме, размеру, количеству, материалу, назначению…
Это прекрасна возможность занять ребенка, озадачить его интересным и познавательным времяпровождением, в то время как вы заняты своими делами.
В путешествии, в дороге, в автомобиле, когда за окном беспрерывно меняется пейзаж, а малыш немного приустал от сидения на одном месте, можно ему предложить поиграть в такие игры. Сначала вы даете ему задание, потом он вам. Назови слова на букву «р», которые ты видишь за окном. Радуга, рельсы, рабочий… Вычлени, что относится к городской жизни, а что к деревенской? Огород, колодец, штакетник – это деревня. Многоэтажна башня, рекламный щит, стоянка … - это город.
Игры - вычленения могут быть тематическими. Например, касаться увлечений ребенка. Он увлекается техникой, можно придумать игры на классификацию автомобилей по маркам, назначению, цвету. Девочка увлекается модой, пожалуйста, игры на форму платья и сумочек. Учитывая предпочтения малыша, то, что ему интересно, мы можем научить его многим навыкам по классификации, по обобщению, анализу, сравнению.
Можно развивать подобные навыки, используя не только интересы ребенка, но и развивая другие навыки и умения. Например, малыш совершенно равнодушен к музыке. Где ни будь в парке, на природе можно его попросить назвать звуки, которые он слышит: пение птиц, всплеск воды, лай собаки. Слыша музыку, льющуюся из магнитолы, постараться определить ее ритм: медленная или быстрая, что напоминает и затем покрутив ручку, отыскать на других радио волнах похожую мелодию.
Игры на вычленения растут вместе с ребенком. Они усложняются, становятся более интеллектуальными и познавательными. Поэтому их можно придумывать постоянно и никогда не будет скучно.
Саватеева Марина