Ну кто из сознательных мам не знает о том, что пальчиковые игры для детей полезны, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров? Да и то, что приговаривают-припевают в такт движениям маленьких ручек взрослые, запоминается хорошо и тоже является ступенькой развития речи и всякого другого развития.
Итак, слегка измененные традиционные игры:
1.«Строим стенку…» (на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
3.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
4.
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
2. «Квасим капусту…» (основу узнали от Лады)
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
Пальчиковые игры расширяют кругозор
Ниже следуют игры, авторство которых целиком принадлежит мне.
1. «Дерево». Эта игра больше гимнастическая, пальчики там делают совсем немного. Ее можно использовать в хороводе, а можно переходить с ее помощью от пальчиковых игр (сидячих) к хороводным (стоячим). Появилась она, когда я пыталась объяснить младшему сыну (в 2,5 года), что за окном деревья качаются, ему очень понравилось повторять движения. Этот текст не рифмованный, поэтому вполне допустим вольный пересказ. Произносим напевно, «с выражением».
Было деревце маленькое.
Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое.
Стало расти – и выросло.
Выпрямляемся, хорошо тянемся вверх.
Выросли ветки,
Руки вверх.
На ветках листочки.
Пальцы растопыриваем, помахали.
Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется.
Замерли с поднятыми руками и растопыренными пальцами.
С другой стороны ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут.
Наклон в другую сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает.
Выпрямляемся, отдыхаем.
С моря буря налетела!
Дуем.
Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось!
Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево.
Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки. Выросли на ветках новые листочки. Вот какое большое выросло дерево!
Понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними.
Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает.
Приветственно машем руками.
2. «Улитка». Нормальная пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
1.
Улитка-улитка,
Отвори калитку, выходи из дома,
Будем знакомы!
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка,
Высуни рога,
Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
3. «Гусеница»
1.
Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2.
Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3.
По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4.
Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
5.
Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6.
Ам!
7.
Ам!
8.
Ам!
9.
Поела –
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
10.
Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
11.
Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
12.
Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
13.
Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
3. «Круговорот воды в природе»
В этой игре присутствует песенка, но у меня нет программы, позволяющей записать ноты. Попробую объяснить словами. В «нотах» запятая – граница доли такта, то есть в данном случае четверти. Если в такте три ноты, не разделенные запятой, то это триоли.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
4.
И в море большое-большое-большое впадает…
2 /4 фа | ми ми ми | ми ми ми | ми ми ми |ми-ми-ми|ми| ми|
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
5.
А с моря в жару пар поднимается,
(это не поется, а рассказывается)
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
6.
К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
(это не поется, а рассказывается)
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
7.
Кап-кап и т.д.
(Опять повторяем песенку, но на этот раз после того, как река в море впадает, переходим к другим играм и занятиям, возможно, связанным с морем. Хотя с Васей игру приходится повторять раз пять подряд…).
Хочу еще добавить: подобные игры (кроме «Улитки») сродни мнемоническим приемам, изложенное в них запоминается очень крепко. Поэтому, если вы станете расширять их арсенал собственными текстами или найденными в книжках, постарайтесь, пожалуйста, не слишком отступать от научной истины! Кто знает, легко ли будет повзрослевшему ребенку переучиваться…
Ну вот и все пока. Желаю вам и вашим детям творческих успехов!
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Дождь — это еще не повод весь день просидеть дома. Дети обожают погулять по лужам в резиновых сапожках с зонтом в руках. Можно пускать кораблики или веточки по лужам и ручейкам, которые образуются от потоков воды.
Как здорово попробовать себя в роли конструктора! Эту несложную модель ракеты-носителя "Шарик-1" можно сделать очень быстро. Материалом для нее послужит обыкновенный картон, а двигателем... воздушный шарик.
На сегодняшний день у ученых, психологов и педагогов не осталось сомнений по поводу того, что развитие мелкой моторики рук у малышей способствует и общему развитию ребенка, и особенно его речи.