Каждому известно, что для любого ребенка самый желанный подарок – игрушка. Сколько страстей разгорается между детьми и их родителями во время посещения детских магазинов и ярмарок! Детям хочется непременно получить то, что они увидели в витрине. А между тем многие родители замечают, что новая и столь желанная игрушка может завладеть вниманием ребенка на неделю, а то и меньше, а потом интерес пропадает. Почему же так происходит? А почему некоторые игрушки остаются дороги так надолго, что человек, став взрослым, многие годы вспоминает или хранит какого-нибудь совсем истрепанного мишку или паровозик?
Игрушки, расчитанные на разные возрастные группы, сильно отличаются друг от друга. Главное свойство «малышовых» игрушек (для детей первого полугодия жизни) – сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, наполненность возможностями : потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать.
Типичный пример – модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Каких только возможностей не таит в себе эта штука! Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи с прорисованной мимикой лица; глядя на них, малыш учится распознавать настроение окружающих.
Для детей второго полугодия жизни и старше становится важной необходимость моторного (двигательного) взаимодействия с игрушкой, возможность самому произвести какое-то действие и получить его результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки. У таких изощренных современных игрушек есть давнишние предшественники – самые обычные погремушки, которые люди в разных странах и из разных материалов изготавливают многие сотни лет, и они также пользуются неизменным успехом у малышей.
На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее (это конец первого и второй годы жизни).
Удивительно талантливыми исследователями бывают малыши этого возраста! Они порой готовы очарованно изучать какие-нибудь самые простые предметы, в том числе неигровые. Вы можете дать своему мальчику или девочке, например, набор кухонной утвари (позаботьтесь только о безопасности предлагаемых малышу вещей!) – и он будет с увлечением перебирать эти незамысловатые предметы, испытывая максимум радости. Детишкам в этом возрасте полезно поперебирать и материалы с различной фактурой – например, гладкие и шершавые, мохнатые (сейчас выпускаются и специальные пособия для этого, например книжки с разными на ощупь страницами). В этом же возрасте, с полутора-двух лет, особый интерес начинает приобретать возня с так называемыми неструктурированными материалами – песком или снегом, водой, крупой (или фасолью, пуговицами и т.п.), пластилином. К сожалению, в последнее время детям меньше предлагают подобные занятия (отчасти, мне кажется, из-за культа чистоты), однако стоит подчеркнуть их важность для малыша и большое развивающее значение. Именно в этом возрасте, как правило, ребенок впервые берет в руки карандаши, мелки или краски, осознавая вдруг, что он своими действиями может оставлять след!
Чем дальше, тем больше вовлекает ребенка в свой мир стихия игры. Примерно лет с двух все больше интересуют ребенка игрушечные животные и куклы (возрастные границы обозначены здесь приблизительно, и один этап развития не отделен от другого резкими границами – скорее они плавно перетекают друг в друга). Появляются любимые, очень значимые для малыша вещи – скажем, любимая кукла, присутствие которой может даже помочь пережить обиду или временную разлуку с мамой (кстати, не забудьте предложить малышу взять с собой его любимую игрушку при поступлении в детский сад – это может реально облегчить его адаптацию в дошкольном учреждении!). И еще имейте в виду, что для малыша этого возраста более органично и полезно катить привязанную на веревке машинку, чем играть с дорогой радиоуправляемой (это игрушка для намного более старших детей, она требует очень сложной зрительно-моторной координации).
Особое распространение получили ныне развивающие игры и игрушки – к ним относятся паззлы, конструкторы, различные шнуровки …Сконструированы эти игрушки так, чтобы специально развивать различные психические функции ребенка – моторику (то есть произвольные движения), восприятие, внимание, память…Эти игрушки привлекательны и обычно очень любимы детьми. Не забывайте только, что в случае сложностей (например, при сборке паззла) малышу надо предлагать помощь, выполнять задание совместно. Иначе, столкнувшись несколько раз с чрезмерно сложными заданиями, ребенок может потерять интерес к такого рода играм. Кроме того, развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и машинки) – ребенку нужно и то, и другое!
Все продающиеся в магазинах игрушки обязательно снабжены возрастной маркировкой. На коробках с импортными игрушками нарисованы цифры, обозначающие тот возраст, на который рассчитано изделие (например «0+», «3-9m»). Возрастные ограничения связаны как с безопасностью, так и с функциональностью (игрушки с резкими звуками могут напугать, длинный мех способен попасть в дыхательные пути, большую игрушку ребенок может просто не поднять и.т.д.)
В заключение хочу отметить, что сами по себе игрушки – пусть даже самые привлекательные -- не сделают вашего ребенка счастливым или очень развитым. Они могут помочь это сделать, если малыш будет чувствовать вашу любовь, внимание, готовность прийти на помощь и поиграть вместе с ним.
Выбирая игрушки нужно помнить несколько простых правил:
приобретайте только сертифицированный товар;
помните о возрастных особенностях;
покупайте игрушки из различных материалов;
покупайте разные типы игрушек, направленные на развитие различных способностей ребенка;
покупайте только те игрушки, которые нравятся вам самим!
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Дождь — это еще не повод весь день просидеть дома. Дети обожают погулять по лужам в резиновых сапожках с зонтом в руках. Можно пускать кораблики или веточки по лужам и ручейкам, которые образуются от потоков воды.
Как здорово попробовать себя в роли конструктора! Эту несложную модель ракеты-носителя "Шарик-1" можно сделать очень быстро. Материалом для нее послужит обыкновенный картон, а двигателем... воздушный шарик.
На сегодняшний день у ученых, психологов и педагогов не осталось сомнений по поводу того, что развитие мелкой моторики рук у малышей способствует и общему развитию ребенка, и особенно его речи.