Рассылка Стаса Сумарокова "Головоломки для умных людей" и одноименный сайт посвящены скорее не играм, а математическим и логическим задачам. Вызывающее название следует понимать не как ограниченность круга читателей, которым она "доступна", а как предупреждение о том, что ее чтение может оказаться тяжелой умственной работой даже для искушенного в головоломках специалиста. Игры, подобные тем, что мы использовали в этом выпуске "Тихих игр", встречаются у Стаса не слишком часто. Однако большинство задач и головоломок вполне подходят для коллективного обсуждения, поэтому мы можем рекомендовать нашим читателям, которых привлекают трудные логико-математические задачи, ознакомиться с материалами этой рассылки.
В каждом из приведенных вариантов игры у каждого игрока имеются камни, отличающиеся цветом (или еще чем-нибудь) от камней соперника. Игроки поочередно выставляют их на поле. Когда все камни выставлены, последующие ходы состоят в перемещении любого из своих камней по одной из проведенных на поле линий на другое (свободное) место. Цель - первым выставить три камня в ряд. Естественно, можно выиграть и на стадии расстановки камней.
Вариант 1: "Three Men's Morris" - у игроков по три камня. Цель - первым выставить все три своих камня в горизонтальный, вертикальный или диагональный ряд.
Поле для игры:
0--0--0
| | | -- и | - линии, по которым можно передвигать камни
0--0--0
| | | 0 - место, куда можно поставить камень.
0--0--0
История: Игра была популярна в Древнем Китае, Греции и Риме. В Африке игра была известна, как Jarabadach. Это и есть "Ludis terni lapilli", которым Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.) поощрял девочек учиться в его "Ars Amatoria".
Вариант 2: "Девять дырок" - у игроков по три камня. Линий нет, а после того, как все камни выставлены, любой из своих камней можно передвинуть на любое свободное место на доске. Цель - выставить три своих камня в горизонтальный или вертикальный (но не диагональный) ряд.
Поле для игры:
0 0 0
0 0 0 0 - место для камня
0 0 0
История - старая игра, известная у многих культур. В Англии в неё играли сотни лет назад. Несмотря на пуританские законы, запрещающие игры, колонисты, путешествующие в Новую Англию, взяли с собой эту игру.
Вариант 3: "Les pendus" - правила те же, что и в "девяти дырках", но выигрыш с помощью диагонального ряда разрешен. Это французский вариант "девяти дырок", другое название - "Повешенный".
Вариант 4: "Les pendus - Самые старые ходы" - правила те же, что и в "Les pendus", но каждый из ходов должен осуществляться камнем, который был поставлен (или передвинут) раньше других, точнее, дольше других камней своего цвета находится без движения.
Вариант 5: "Tapatan" - у игроков по три камня. Цель - выставить все 3 камня в горизонтальный, вертикальный или диагональный ряд. Патовая ситуация считается ничьей, повторение одних и тех же ходов три раза - также ничья. Поле для игры:
0 - 0 - 0
| \ | / | \ | - - линии, по которым можно передвигать камни
0 - 0 - 0
| / | \ | 0 - место, куда можно поставить камень.
0 - 0 - 0
История: В данный вариант играли на Филиппинах.
Вариант 6: "Achi" - правила те же, что и у "Tapatan", но с четырьмя камнями вместо трех. В нее играли Pueblo Indians в Новой Мексике. Вероятно, в Мексику её завезли испанские конкистадоры в 16-м веке.
Вариант 7: "Tant fant" - вариация "Tapatan", в которой камни изначально уже стоят на поле (у одного игрока - три камня в верхнем ряду, у другого - в нижнем). Повторение начальной расстановки камней выигрышем не считается. В этот вариант играли в Индии.
Вариант 8: "Tant fant - только диагонали" - вариант "Tant fant", в котором выигрышем считается только расположение камней в диагональном ряду. Играли также в Индии.
Вариант 9: "Picaria" - вариант "Achi" с другой доской:
0 - 0 - 0
| Х | Х | \ / | - - линии, по которым можно передвигать камни
0 - 0 - 0
| Х | Х | 0 - место, куда можно поставить камень.
0 - 0 - 0
Приписывается ранним американским индейцам.
Вариант 10: "Современная Seega" - вариант "Tant fant", в котором используется доска из варианта "Picaria". Кроме того, камень за один ход может передвигаться на любое количество клеток по прямой линии, но "заворачивать" во время хода нельзя. В неё играют дети в Египте.
Вариант 11: "Tsoro Yematatu" - у игроков по три камня. Камни можно передвигать на любое свободное место на доске (не обязательно по линии - они проведены для того, чтобы видеть, где ряды). Цель - выставить три своих камня в ряд.
Поле для игры:
0
/|\
0-0-0
/ | \
0---0---0
История: Африканская игра, популярная у мальчиков и мужчин Зимбабве. Название означает "игра трех камней" (tatu означает три). Сегодня дети предпочитают вместо камней использовать крышки от бутылок.
Возможно, кто-то из авторов сайтов о настольных играх захочет разместить эту статью у себя. Это разрешено, при условии, указания на то, что перевод текста выполнен Сумароковым Стасом.
Стас Сумароков
http://golovolomka.hobby.ru
стоимость монтажа теплых полов