Все родители с нетерпением ждут, когда же малыш произнесет свое первое слово? Сколько радости и восторга мы испытываем, когда слышим первый произнесенный слог «ба» или «ма».
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша и не только речи!
Пальчиковые театры
Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героя ми которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.п.)
В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата ("ква-ква", "пи-пи") или изображать мимикой и жестами ("медведь ходит, переваливаясь", "зайка прыгает" и т.п.).
2-3 летние дети очень любят игру "доскажи словечко". Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность "вставить" словечко. Поиграйте в игру "найди ошибку", сознательно допустив неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т.п.) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.
Постепенно давайте ребенку роль одного из героев, попросив не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
Освоив все роли сказки, поиграйте в кукольный театр. Создайте соответствующую атмосферу: сделайте ширму, смастерите домик и усадите игрушки в "зрительный зал". Для начала выступите в роли рассказчика, при этом ребенок может просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем попросите его рассказать сказку самостоятельно, выступив терпеливым зрителем. Подобные домашние представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом.
От сюжетно ролевой игры постепенно переходите к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. При этом развивается воображение, речь становится более образной и выразительной. Пусть 4-летний малыш придумает простой сюжет. Чем больше героев использует ребенок, тем выше уровень его воображения.
Шнуровки
Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш.
Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость.
Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.
Пластилин и паста для лепки!
Кроме того, что лепка развивает у ребенка моторику рук, она развивает еще и цветовое восприятие, воображение, фантазию, творческие способности. Сейчас существуют безопасные виды пластилина и пасты для лепки (например, пластилин и паста фирмы JOVI). Они сделаны на растительной основе, без вредных добавок. Они очень мягкие, пластичные, не пачкают руки. Если Ваш юный ваятель украсил мебель, ковер или собственную шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос не оставляя жирных пятен. А остатки легко смываются теплой водой.
Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон. Научите катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики - ягодки, лепешки - печенье и т. п. Сделайте из пластилина шляпки на пальчики малыша. Такая игра наверняка ему понравится.
Малыш с удовольствием будет раскатывать пластилин скалочкой, резать пластмассовыми ножичками и делать фигурки с помощью формочек, экструдера и фигурных шприцев.
С детьми постарше можно лепить простые фигурки: гриб, змейку, Колобка… В этом вам помогут книги по лепке.
Старайтесь делать игру - занятием, а любое занятие превращать в увлекательную игру. Хвалите малыша за любое достижение.
Стучалки и пирамидки
Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. Игры-стучалки и игры-проталкиватели станут прекрасными пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений.
Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.
Кубики
Кубики «сложи рисунок» - любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развиваются еще и наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.
Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, вы можете познакомить малыша с их названиями, рассказать где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым вы добавляете в активный словарь ребенка новые слова и понятия.
На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомиться с понятиями «часть и целое», учится работать по образцу.
Далее, можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребенка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.
Светлана Челекова
http://www.inteltoys.ru
Биполярные ионизаторы: купить очиститель воздуха в Москве