Большую часть своего времени дети проводят в игре.
В возрасте, начиная даже с 1 годика и дальше в дошкольном детстве, главным и типичным становится особый вид игры – ролевая игра, в которой дети подражают тому, что видят вокруг себя, изображают взрослую жизнь, отношения взрослых. Что видят – в то и играют.
Начиная даже с 1,5 лет, разворачиваются и начинают определяться те виды деятельности ребенка, которые определяют психическое его развитие – рисование, лепка, конструирование. Как раз в раннем возрасте у малышей, не перешагнувших еще 3 – летний рубеж, появляется стремление изобразить что-то на листке бумаги, построить что-то из кубиков. Задача родителей в таком случае состоит в том, чтобы к рисующему ребенку отнестись внимательнее, всячески стимулируя его «шедевры», задавая вопросы. Неплохо было бы, если кто-то из родителей нарисовал бы тоже человечка, корову, зайца. Дети очень любят такое «коллективное» творчество. Общими усилиями создается у ребенка желание и стремление выразить свои эмоции таким образом. Родители всячески должны поощрять желание детей рисовать. А рисовать любят все дети без исключения. Просто кто-то, в дальнейшем, это делает хуже, а кто-то лучше.
Начиная с трехлетнего возраста, рисунок ребенка уже имеет определенную композицию. В центре такой «картины» обычно он изображает себя. С одной и с другой стороны рядом, как правило, «изображается» портрет самых близких ему людей по значимости. Так что, таким образом, бабушка, которую малыш видит не часто, может оказаться не в «первых» рядах такого шедевра.
Среди игрушек, которые Вы даете своему малышу, есть куклы, мишки, есть игрушечная посуда, мебель. Это для Вас эти предметы – игрушки, а для детей они представляют собой такие же предметы, как и все остальное, с чем ему приходится сталкиваться. Они переносят на куклу действие, с которым сталкиваются сами в жизни: моют ее, кормят и уговаривают, баюкают. Идут гулять с ней, одевают и раздевают. В нашем понимании – ребенок играет. В понимании ребенка – это жизнь, такая, как он ее видит. В свои игры ребенок переносит те явления, с которыми сталкивается.
И вот тот момент, когда Ваш малышик уселся на пол и начал листать какую-то книгу, тетрадь, лопотать при этом что-то нечленораздельное – запомните его. В дальнейшем это действие будет называться «читает», а сейчас он занят, он играет, по крайней мере, для Вас это так. С удовольствием дети даже самые маленькие слушают, как им мама читает книгу или папа рассказывает детские стишки и потешки. На следующий день эту книжку ребенок уже будет «читать» своим куклам и мишкам, пусть даже эта книжка будет вверх ногами и Вам не будет не понятно ни словечка.