Любопытство ребенка, любознательность, стремление играть с разнообразными игрушками и предметами, желание что-то узнать новое – все это не должно пройти мимо внимания взрослых и обязательно поощряться.
Ведь в жизни не отводится время на умственное развитие, физическое развитие малыша – оно происходит во всем: в играх, прогулках на улице, в процессе общения со сверстниками. Ведь мало просто «занять» ребенка, нужно весь процесс организовать так, чтобы живой интерес к миру не угасал.
Вот игрушки, к примеру. Дело не в том, чтобы их было много, важно, чтобы они были разнообразными: и для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (куклы, посуда, мебель, звери); и для подвижных игр (мячи, обручи, машины, тележки). Нужны игрушки для сборки – разборки (матрешки, пирамидки); и для различных построек (всевозможные кубики) и простые орудия «труда» - лопаточки, совочки, ведерочки, формочки.
Для самого ребенка важно, в каком виде его игрушки находятся дома. Если они кучей свалены в коробку, то вряд ли они вызовут интерес у человечка. Постепенно приобщайте своего малыша к тому, чтобы в игрушечном хозяйстве был порядок. Время от времени поднадоевшие игрушки нужно прятать, а потом доставать. После некоторого «отсутствия» они вновь вызовут интерес. На первых порах Вам придется самим убирать игрушки, но постепенно малыш привыкнет, что в его уголке он должен приводить в порядок все сам.
Самостоятельность детей со временем становится более заметной, но это не повод, чтобы его игру пускать на самотек. Ведь игра – это один из методов обучения. В процессе игры у детей развивается мышление, фантазия. А ведь именно фантазия двигает человечество на пути к прогрессу. Подуманный подбор игрушек для Вашего малыша способствует формированию художественного вкуса. Игрушки, безусловно, должны быть яркие, красочные, привлекающие внимание.
Важно развивать у ребенка с раннего возраста умение наблюдать, внимательно слушать. В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может обобщать, но сравнительные характеристики предметов, с которыми он сталкивается, уже присутствуют в его речи. На круглый предмет (шарик) он говорит, что тот как мячик. Лопатку зеленого цвета малыш сравнивает с травкой. «Зелененькая, как тлавка» лепечет ребенок. Именно в возрасте 2-3 лет развивать память ребенка просто необходимо. Для этого нужно читать и учить с ним на память детские стишки, скороговорки, песенки. Внимание и память ребенка в раннем возрасте еще не поддается сознательному управлению. Именно поэтому необходимо, чтобы окружающее было занимательно для малыша, будь то интересные игры для детей, познавательные прогулки, чтение книжек или просто уборка вместе с мамой.