Наилучших результатов удается достигнуть в том случае, если занятия с логопедом ведутся в игровой форме. Во время выполнения увлекательных упражнений ребенок намного быстрее усваивает материал и не устает от обучения, сохраняет интерес к процессу вплоть до окончания курса.
Работу по коррекции имеющихся дефектов речи можно начинать в любом возрасте, но наиболее успешных результатов удается достигнуть, когда ребенку исполняется 4 года. Именно в этом возрасте он уже не только прислушивается к словам родителей, но и пытается анализировать их, узнает знакомые звуки в названиях игрушек или других предметов, подбирает слова, сходные по звучанию.
Опытный логопед-дефектолог ускоряет процесс формирования правильной речи, учит малыша управлять своим голосовым аппаратом и дикцией, одинаково внятно произносить слова как в медленном, так и быстром темпе. Кроме того, логопедические занятия в дошкольном возрасте развивают слуховое внимание; умение дифференцировать звуки; процесс поиска схожих по звучанию слов; помогают правильно ставить ударение, а также учат ребятишек произносить многосложные слова и различать их составные части.
Наряду с вышеуказанными направлениями работы, логопед обращает внимание на закрепление грамотного произношения и постановку правильной речи. Особое внимание уделяется сонорным (л-ль,р-рь), шипящим (ш-щ, ч-ж) и свистящим звукам (с-сь,з-зь).
Во что и как играть?
В настоящее время существует огромное количество логопедических игр. Мы приведем лишь самые известные из них как для групповых, так и для индивидуальных занятий, которые на деле доказали свою эффективность.
Возьми игрушку (групповая). Дети рассаживаются в круг, логопед шепотом говорит название какой-либо игрушки из числа предметов, расставленных на столе, а ребенок должен также шепотом передать загаданное слово дальше по цепочке. Последний игрок берет игрушку и демонстрирует ее всем остальным.
Покатай на машинке (групповая, индивидуальная). Специалист ставит перед задачу покатать на машинке только те игрушки, название которых начинается с определенной буквы, например, с буквы «с».
Угадай голос (групповая, индивидуальная). Логопед имитирует «голоса» различных животных и просит угадать, кто именно так «говорит». При этом ребенок не только запоминает звуки, но и учится сопоставлять их с объектами реального мира.
Повтори правильно (групповая, индивидуальная). Врач громко и внятно произносит какое-либо слово, после чего дети должны повторить его. Если это не удается сделать с первой попытки, то необходимо пойти от простого к сложному: ребенок, допустивший ошибку, должен начать повтор в замедленном темпе, постепенно ускоряя произношение.
Занятия с логопедом, построенные в форме игры, — это увлекательное и интересное действо, которое, несомненно, понравится каждому малышу. В возрасте 4-5 лет ребенку можно объяснить даже самые сложные вещи: стоит лишь проявить чуточку фантазии, и логопедические занятия превратятся из скучных посиделок в яркое, запоминающееся времяпрепровождение.
На правах рекламы