Мария Монтессори - настоящая гордость Италии. Женщина, создавшая уникальную систему обучения детей, воссоздавшая в современном обществе более естественное общение с окружающим миром, чем это было принято в конце 19 века.
Как и большинство систем, вначале она была создана для работы с особыми детьми и принесла феноменальные результаты, которых Мария добилась будучи, как сейчас говорят, «молодым специалистом». Пори чем результатов на добилась столь внушительных, что первая школа (Дом ребенка) основанная на принципах, предложенных Марией, была основана всего лишь через 9 лет, после того, как Мария закончила медицинский факультет. И спустя всего лишь два года, к Марии приезжают обучаться ее методике со всей Европы: Англии, Франции, Испании… И спустя еще 20 лет (1929) Мария Монтессори при активной помощи своего сына организует Международную Ассоциацию Монтессори (AMI), которая действует и по сей день.
Метод Монтессори использует несколько основных понятий: саморазвитие, дидактически подготовленная среда, монтессори - класс.
Саморазвитие в методах, предложенных Марией, предполагает активный выбор ребенка: с чем играть, как играть, когда играть. Вмешательство педагога приемлемо только в ситуации, когда ребенок не знает или не понимает, как играть с конкретным предметом и попросит помощи взрослого. В целом же монтессори - воспитатели придерживаются главного принципа: «помоги мне это сделать самому». Кроме этого перед воспитателем (а дома – мамой) стоит огромная задача приучения с самого маленького возраста ребенка к порядку и уважению к окружающим людям: после занятий ребенок сам убирает за собой материалы и любой ребенок не имеет право мешать другим детям заниматься.
Невозможно переоценить значение среды в развитии ребенка и сама Мария со временем отобрала определенный комплекс предметов, способствующих развитию ребенка. Именно эти предметы формируют дидактическую среду. Эти материалы преследуют несколько целей: работая самостоятельно, ребенок учится ставить перед собой (и достигать!) цели. Занимаясь самостоятельно человек приобретает практические навыки решения задач. Наконец, малыш учится находить собственные ошибки и исправлять их, действуя известным нам, взрослым, методом проб и ошибок. Ребенок не боится исследовать мир, делает это с удовольствием и, в результате, приобретает интерес к обучению и познанию мира, который сохранится на всю жизнь.
Наконец, все эти предметы, находящиеся в одном помещении и распределенные по определенным зонам, образуют то, что называют монтессори - класс. Организовать дома целый класс не представляется возможным. Но Вы всегда можете организовать малышу пространство для игр с теми материалами, которые окажутся у Вас в доступе: это вода, песок, глина, обычные бытовые вещи (утюг, стиральная машина), баночки и колбочки различных форм и размеров. Кроме этого Вы можете разбить определенные дни недели на занятия по зонам.
Перед тем как обратить внимание на формирование зон для занятий, обратите внимание на необходимую перестановку дома: все предметы домашнего обихода, не опасные для ребенка и помогающие его развитию должны находиться в зоне его прямой досягаемости. Вспомните, как организовано пространство даже в обычных наших садиках: все стеллажи и полки, которыми пользуются дети, соответствуют детскому росту. Постарайтесь организовать подобное и дома: ведь можно сколь угодно долго ждать, когда малыш освоит азы наведения порядка дома, но он просто не сможет оправдать Ваших ожиданий, если не сможет сам дотянуться до мест, где хранятся игрушки-материалы.
Проще всего дома организовать 2 зоны: зону реальной (практической) жизни и зону сенсорного развития. Часто мамы организуют еще и математическую зону – где малыш осваивает формы и размеры, знакомится с размерами и основными математическими действиями.
Математическая зона может быть совмещена с сенсорной зоной: это всякие баночки (знакомство с объемами, с эмоциональным понятием и принятием понятий «сложение» и «вычитание»), кубики и проч.. Для ее организации Вам достаточно набрать в таз воды (кстати, это и совмещение с сенсорной зоной)и предоставит малышу свободу действий. Пусть использует воду, баночки, колбочки, льет, сколько его душе угодно. Это и существенно освободит время у молодой мамы: некоторые дети могут провести до 3 (!!!) часов за этими занятиями.
Следующий материалы – материалы сенситивной зоны. Это песок, крупы, макароны различной формы, крупные пуговицы, лоскутки тканей. Тот же самый песок и крупы можно пересыпать, используя предметы из математической зоны. Такое занятие также развлечет Вашего малыша.
Ну и, наконец, зона реальной жизни. Это Ваш быт. Это кастрюли и чайник, утюг и стиральная машина. Позвольте ребенку всем этим пользоваться – под Вашим присмотром и перед Вами не будет стоять проблема отсутствия помощи по дому, ведь ребенок включится в домашние дела с радостью и осознанием совей ответственности, если ему не мешать.
Кристина Вязовская