Детская любознательность – это именно то, что помогает им запоминать при познании мира огромное количество информации.
Да, прекрасно вас понимаю – отвечать на минимум шестьдесят вопросов в час, проявляя энциклопедические знания, весьма и весьма тяжело. При этом ощутимо мешает и то, что как только вы войдете в ритм повествования о количестве ног у мухи, ребенок, секунду назад слушавший внимательно, вдруг принимает скучающих вид, как бы говоря «все это прекрасно, но…» и огорошивает следующим вопросом.
У каждой мамы в запасе есть темы, на которые она может говорить бесконечно. У меня это, например, биология и история костюма, у кого-то - строительство домов и история средних веков. Какая-то мама может предложить ребенку полный курс латыни… но каждая из нас натыкается на вопросы, связанные с глобальным устройством мира. И наше базовое образование по этому вопросу не может дать внятных ответов. Какая звезда восходит первая? Где звезда Питер пена? Радуга, на которую попадают собаки – это где? А облака – они какие? А что за облаками? А ты там была? А откуда известно, что марс – это красная планета? Почему – красная?
Что бы ориентироваться в реальности и вспомогательных легендах (например, та же Радуга) необходимо владеть базовой информацией и мочь передать ее ребенку. И когда малыш спросит вас, где именно сидит Бог, вы уже сможете, вспомнив и Гагарина и Библию как-то ответить на этот вопрос, уведя повествование в более материальные миры.
Детские вопросы потрясают нас, взрослых, своим интуитивным ощущением мощи мира. К черту подробности, на какой я планете – вот как можно охарактеризовать интерес ребенка в окружающему миру. Познавать подробности и частности дети научатся несколько позже – когда начнут организовывать свои первые вылазки на природу, познавать окружающий ландшафт. Даже первобытные люди должны были ориентироваться в своем окружении, что бы успешно сходить за мамонтом и принести его не соседям, а куда полагается. Сегодняшняя наука география – выступает как обязательный элемент познания мира, и познание мира отводится не самим детям, а преподается в детском саду, затем в школах. Это сейчас обязательный, но весьма и весьма скучный предмет. Так его подают в школах. Может быть из-за этого дети и становятся эльфами, прекрасно знающими свою эльфийскую страну и не представляющие, с какой стороны России находится Азия? Уповать на педагогов, в подавляющем большинстве своем работающих по установленной программе, не приходится. Познание мира зависит целиком от вас, дорогие родители. В том числе – и будет ли ребенок уметь жить здесь и сейчас, или же станет эльфом с каким – нибудь 18 уровнем силы.
Дети начинают осваивать окружающее пространство и складывать его в некий «логический»ящик в самом раннем возрасте. Еще не говоря детки стремятся открыть все шкафчики и запомнить, где что лежит. Зачастую родители не понимают, почему ребенок начинает сердиться, если вещи меняются местами- а тем не менее, все просто. Для него это необходимость заново ориентироваться в мире.
Садиковские детки учатся общаться с ландшафтом двора, дороги в сад, наконец, самим садиковским ландшафтом. Постепенно дети познают природные особенности земной поверхности, осваивают сложные понятие «горизонт» и «стороны света», учатся ориентироваться по ним. Не как Зверобой, конечно, но хоть как-то. Это помогает детям в поисках своего места в окружающей жизни.
И, как говорилось выше, уже школьники осваивают весь ландшафт, находящийся на расстоянии перехода. Запоминают зачастую видимые только им, приметы. Устанавливают общие связи и закономерности, принципы, легко отличают явления природного и социального происхождения. Наконец, укладываются в голове знания, полученные еще в садике: о разнообразии населения Земли, о материках, о различных климатических условиях.
Одновременно многократно усиливается интерес детей к звездам: так заманчиво и так необъятно! Звездное небо как много веков назад необъяснимо притягивает людей: мы ждем гостей с неба, верим в то, что Бог на небе (интересно вот только – где?), ощущаем свое единство со всей огромной Вселенной. Правда, от излишних размышлений на эту тему может и мозг легка набекрень повернуться – потому ребенку так важно родительское внимание и поддержка в этот очень романтический период познания и принятия себя, как части Вселенной.
Итак. Далеко ли до Солнца? Почему звезды светятся? Зачем комете хвост? Почему Луна не падает на Землю? Что такое спутник? Где живут космонавты? А внизу что, правда, люди на головах ходят? Как получилось, что Земля круглая? Зачем медведи белые и живут так далеко? А астрономы носят плащи и шляпы, да? А почему, если посмотреть на звезды в микроскоп не видно человечков?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в цикле, посвященном детям и планетам.
Кристина Вязовская