Любую тягу к знаниям можно убить сухой информацией и зубрежкой. Кому, скажи мне, интересно будет: прослушать один раз на уроке, дома прочесть точно то же, и потом еще прослушать якобы для закрепления, информацию от мающихся у доски одноклассников?
На мой взгляд, никому. Нет-нет, я не призываю не ходить в школу или заняться реформами образования в отдельно взятом классе. Я призываю лично вас, родители, пересмотреть свое отношение к этому процессу.
А фразы в учебниках, такие, как, например, эта: «астрономический компонент содержания образования должен сочетать в себе…». Или, вот «взрослые стимулируют детей к наблюдению за небесными телами, изменением их положения» и бла-бла-бла. Скажи мне на милость: кого эта фраза и к чему простимулирует? Лично меня только к зевоте. Но даже в этих зверских учебниках написано: «Прямое же обучение не может быть преобладающей формой организации, а должно осуществляться в контексте игровой деятельности». Вот так вот.
Итак, перевожу: давайте учиться весело.
Эмоции помогут разбудить игровое настроение и увеличить уровень любопытства. Уже имеющиеся знания помогают ребенку интегрировать новую информацию в свое видение мира. Деятельность помогает ребенку взаимодействовать с миром, успешно ему о себе заявлять (не стоит об этом никогда забывать). Не надо пытаться заставить ребенка выучить чем Австралия отличается от Юпитера. Подайте ему комплексное восприятие информации, а не водопад фактов.
Помогать ребенку получать информацию мы можем тремя путями: организовать так называемую образовательную среду (развесить дома модели Солнечной системы, портреты Галилея и устроить небольшой пожар для достаточно точного отложения в памяти ребенка того факта, что Земля вертится – последнее, конечно же, шутка), создать необходимые условия для получения и усвоение материала (по крайней мере не пытаться рассказать ребенку о том, что известно ученым о строении Сатурна когда он смотрит мультфильмы) и, наконец, искусственно создать специальные ситуация, так называемые образовательные события, которые помогут ребенку проникнуться ситуацией (вряд ли вы дождетесь падения кометы на землю с тем, что бы продемонстрировать ребенку из чего состоит ее хвост).
Для того, что бы организовать эту самую образовательную среду нужно запастить терпением и рядом пособий: подойдет лото, паззлы, атласы, энциклопедии. Для того, что бы интерес ребенка к изучаемому предмету не пропадал, обязательно убирайте из свободного доступа все эти игровые и образовательные элементы. За исключением, пожалуй, тех материалов, которые довольно громоздки, что бы их убрать. Модели планет (если ребенок настолько заинтересован), глобус и карты. Отлично помогают детям познать мир Земли книги с паззлами – в таких книгах небольшое количество энциклопедических знаний совмещается со схемой материка: и интересно и познавательно.
Когда ребенок формирует свои базовые научные познания, он предпочитает получать их из прямого общения, даже если легко и свободно читает в четыре года. Общение для него долгое время остается приоритетным направлением получения знаний. Именно беседы и рассказы активизируют познавательную деятельность детей (этими умными словами я назвала любопытство). Во время простой болтовни можно уточнить ответы, выяснить, какими знаниями обладает ребенок и, конечно же, сообщить новую информацию в простой и доступной форме, часто игровой. Но что бы беседа не прошла даром, следите за следующим: не удаляйтесь слишком далеко от темы беседы, постепенно подбирайтесь к конечным выводам, не перебивайте без необходимости ребенка, не задавайте слишком много вопросов, не запрещайте задавать много вопросов детям, побуждайте детей к вопросам и, наконец, не давайте отрицательных оценок тем суждениям, которые выскажет ребенок (на детские фантазии отвечайте уклончиво, не отрицая: может быть, вы растите будущую звезду отечественной фантастики?).
Обязательно используйте рассказы и сказки – в такой форме материал детьми усваивается легко, особенно если рассказ яркий и содержательный. Не стоит углубляться в детали, отведите на рассказ 5 – 7 минут и уж в это время блещите всеми своими талантами. Кстати, как вариант познания мира и передачи информации подрастающему поколению отлично подходят игры. Поиграйте в Землю, Солнце Луну. Ребенок, проиграв подобное (подробнее об играх в следующих статьях) навсегда запомнит что такое Луна и как она движется.
Сложные игры с привлечением ландшафта вокруг дома также может помочь укрепить знания о мире и освоить что-то новое: все эти казаки - разбойники, индейцы и тому подобное помогают в мире фантазий получить реальные знания, особенно если эти знания будут передаваться тем, кто заслуживает доверия – надеюсь, это будет родитель. Прекрасно, если в эту игру вы сможете включить несколько детей в летнее время: играйте с удовольствием в континенты и жизнь на них.
Кристина Вязовская