Подвижные игры и игры на местности – это то, что позволяет ребенку познавать мир практическим путем.
Действуя, а точнее, взаимодействуя, с предметами, ребенок быстрее усваивает те научные понятия, которые вполне могут ему «сломать мозг», если пытаться их зазубрить. Накапливая эмоциональный и чувственный опыт, ориентируясь в окружающем мире и формировать свой интерес к миру, оставлять в этом мире самого себя, хотя бы в виде следов.
Наблюдения – огромная часть игрового процесса на местности. При этом наблюдение – это целенаправленное, длительное или короткое, восприятие явлений окружающей среды: будь то предметы или природные явления.
Многие дети младшего школьного возраста испытывают затруднения с пониманием механизма смены дня и ночи или сезонов года. Наблюдение и прямое общение с природой помогают решить эту проблему. Да, конечно, ребенок может зазубрить, что такое переход на летнее врем и зимнее, зазубрить и часовые пояса, но суть, самая соль этого интересного явления, останется для него «за кадром». Именно наблюдения и включения в процесс помогут разобраться с этим не только ребенку, но и вам (и я не шучу, как –то так вышло, что взрослые довольно слабо себе представляют все самые увлекательные процессы).
Организовывая наблюдения, помните, что вы должны
- оздать настроение и обстановку, располагающую к наблюдениям за объектом (глупо тащить голодного ребенка смотреть на звезды);
- создать условия для более подробного рассматривания объектов (если вы идете смотреть на падающие звезды, разумно сделать это в августе, при прохождении потока Леонид);
- в интересной и доступной форме (даже если вы поклонница интегралов в быту и вас прямо распирает от счастья, когда вы высчитываете площадь внутренней поверхности мыльного пузыря, не стоит подавать ребенку информацию таким образом) рассказать ребенку о наблюдаемом объекте;
- продумать вопросы, которые можно задать ребенку о наблюдаемом и продумать те вопросы, которые может задать он в процессе (и, разумеется, заготовить на них ответы);
- самое главное – это простимулировать интерес ребенка к наблюдению – об этом взрослые часто забывают и дети тянутся на экскурсии как на каторгу. Создайте ситуацию заинтересованности ребенка к изучаемому объекту. Не вываливайте на ребенка хорошо организованные наблюдения и ворох выводов. Пусть ребенок сам придет к ряду выводов, позвольте ему насладиться познанием мира.
Обсудите с ребенком сокращение и увеличение светового дня. Обсудите с ним смену сезонов и отдельно акцентируйте внимание на том факте, что когда у нас лето, в южном полушарии зима. И наоборот.
Продемонстрируйте это вес на глобусе при помощи лампы – пусть она будет Солнцем. Крутите глобус, отодвигайте Землю ближе и дальше (изучите предварительно орбиту) от Солнца. Вращайте медленно и быстро. Покажите снег из клочков ваты и поинтересуйтесь, а что будет если сместятся полюса? А что будет, если Земля начнет вращаться быстрее? А если медленнее? А как просиходит укорачивание дня? А как ты думаешь, почему есть полярная ночь и полярный день?
Показывайте это все ребенку. Пусть не за один раз (конечно же), показывайте и совмещайте с рассказом. Не теребите мысленную деятельность ребенка: он ПРАВДА может думать медленнее вас и он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО может не понимать очевидных вещей. Но не вздумайте орать на ребенка или угрожающим голосом организовывать чудесные игры с глобусом. Лучше вообще не браться за такую методику обучения, если вы не сдержаны в речах и эмоциях.
Вы можете использовать следующие виды наблюдений:
- кратковременные (вышли на полянку на 2 часа)
- долговременные (вся ночь)
- многодневные
- квартальные
- годовые
Лично я с упоением вела каждодневный дневник наблюдений за погодой. При чем на протяжении трех лет (по-моему, это рекорд среди детей). Каждый божий день я заполняла графы: погода, состояние неба, осадки, восход и закат. Если ребенок склонен к подобным долговременным наблюдениям – организуйте ему их и обязательно, обязательно помогайте: некоторые дети начинают интересоваться такими наблюдениями гораздо раньше, чем может позволить моторика (особенно это касается левшей!), поэтому, что бы не разочаровывать ребенка, возьмите на себя оформление таблиц и графиков. Но только в том случае, если ребенок этим действительно интересуется, а не вам кажется, что он интересуется. Чувствуете разницу?
Дальше – переходим на улицу для познавательных подвижных игр.
Кристина Вязовская