Любая наука заждется на наблюдениях и интерпретации – то есть на средствах работы с информацией.
Дети интуитивно понимают, что тот, кто владеет информацией, владеет миром – не рушьте в них это ощущение зубрежкой. Потому что владеет миром все таки не тот, кто выучил и сдал здания, а тот, кто этот мир чувствует нутром и понимает, как он организован.
И не секрет, что лучше всего знания усваиваются в игре. Так что давайте - все в сад, все в сад – играть на свежем воздухе.
Какие игры подходят для освоения ландшафтов и познания мира? Да любые.
Например, квесты. Особенно хорошо на эти квесты отвлекать детей, погруженных в компьютерную жизнь. Ели они способны несколько часов собирать мифические уровни силы, то, честное слово, они будут способны и спортивно ориентировать на местности за обед (шутка). При чем задачи могут быть разные: от захвата вражеского флага (но это требует большого количества участников) до поиска в отдельно взятой канаве отдельно взятых призов. Кроме этого заданием может быть - пройти по карте, пройти от забора до обеда и нарисовать правильно карту, сориентировать карту относительно сторон света и исправить не ней неточности – в общем – поле для родительской фантазии и детской работы по познанию мира и приобретению новых навыков – это самое поле просто огромно.
А казаки-разбойники? А индейцы в лесу, читающие следы (ну вы всегда можете организовать следы), разбирающиеся в подветренной и ветреной стороне, читающие приметы и ориентирующиеся по мхам? Красота!
Познавать свою планету и влияние на нее той же самой Луны можно, используя наблюдения: смело берите палатку, разбивайте на два дня на лугу и ведите дневник наблюдений: во сколько запели птицы. Какие птицы были ночью и в какое время. Во сколько какие цветы распустились и закрылись. Дети в интересной для них обстановке проявляют чудеса выносливости и наблюдательности. А по завершению цикла наблюдений можно смело сделать цветочные часы (используйте гербарные образцы распускающихся в определенное время цветов). Такие знания пойдут на пользу ребенку и в плане повышения самооценки: ведь мало кто из современных городских детей обладает такими знаниями, а они действительно захватывающи.
Кроме этого никто не отменял жанр экскурсий: когда взрослый проводит небольшую прогулку, обращая внимание ребенка на различные природные явления, использует известные сказки (например, про кувшинчик и девочку, спрятавшиеся ягодки), стихотворения, придумывает свои сюжеты на ходу сам – а после все это фиксируется в специальной книге для наблюдений. Раз в месяц можно выпускать и домашнюю стенгазету, где будут фиксироваться самые важные результаты и достижения. Опыт описания происходящего поможет ребенку в школе с русским языков, да и вообще пригодится в жизни: умение выражать свои мысли и ощущении всегда ценилось в общении.
Отличные наблюдения за муравейником: два –три дня наблюдений дадут огромную пищу дл информации, да и помогут детям ближе познакомиться с животным миром, ценить то, что под ногами.
Полевые опыты оставляют в детях неизгладимое ощущение единства с природой. Прекрасный опыт, ставший классическим, с наблюдением за листовой мозаикой (кстати, его можно осуществить и дома) – проследить в течение дня как листья растений поворачиваются за источником света.
Знаете, почему дети так любят этого старанного Лунтика? Потому что он, играя, показывает им мир. Все эти пчелки, которые заперты в цветочках, гусеницы, которые превратятся в бабочек и прочее – но весело и интересно. Но, к сожалению, прививает ребенку неверное представление о мире: в подобных мультиках колоссальное количество фактических ошибок. Не доверяйте образование ребенка телевизору!
После каждой дидактической игры (образовательной), помогите ребенку, ненавязчиво(!), усвоить полученную информацию:
- проанализируйте явление;
- сформулируйте еще раз ту задачу, которую вы вместе решили;
- выдвиньте предположения и гипотезы, обсудите их с ребенком (только без цинизма, сарказма и прочих неприятных для ребенка эмоций);
- если позволяет время и иные ресурсы, то проверьте выдвинутые гипотезы и предположения (можно не в этот же день);
- сделайте с ребенком выводы.
Получайте от занятий удовольствие. Не надо делать это через силу, демонстрируя свое амбивалентное отношение к происходящему. Если вам лично не близки эти темы – не стоит ими заниматься. Не стоит в себе давить раздражение и натягивать улыбку, если вам лично не хочется валяться в палатке на лугу.
Расслабьтесь. Получите от общения с родной планетой удовольствие, если можете. А если не можете – позвольте своему ребенку это сделать без вас.
Кристина Вязовская