В детстве меня всегда захватывала повесть Николая Носова «Веселая семейка» - в ней речь ведется о ребятах, организовавших домашний инкубатор и «высидевших» выводок цыплят.
Помню свои детские восторги, связанные с мечтаниями о том, как я бы возила цыплят в детской коляске и как было бы это чудесно – иметь своих цыплят. В коляске я повозила попозже щенят, которых родила наша собака, а страсть к птицам удовлетворила выходив снегиря с поломанным крылом (мы даже купили ему клетку, поскольку жил он у нас довольно продолжительное время) и голубя с оторванной лапкой (этот оклемался довольно быстро).
Для меня до сих пор загадка, почему дети до 10 лет млеют от птиц. Птицы приводят от них в восторг и каждый ребенок мечтает или завести попугайчика, или хотя бы очутиться в доме, где есть цыплята и коляска.
Есть прекрасный способ удовлетворить интерес к птицам: завести кормушку на подоконнике или во дворе. Кормушка поможет решить сразу несколько вопросов:
1. Ребенку будет чем заняться
2. Ребенок привыкнет к систематизированным действиям
3. Ребенок получит возможность влиять на окружающий мир, путем дрессировки
4. Ребенок имеет прекрасную возможность провести пару экспериментов
5. Ребенок получает возможность пообщаться с этим удивительным миром – миром птиц.
Кормушку можно организовать на подоконнике (у нас была на кухне), а можно и во дворе. В первом случае достаточно рассыпать по откосу зерно или крупу (с хлебом стоит быть осторожнее и ни при каких обстоятельствах не кормить птиц свежим, еще теплым хлебом), можно крошки черствого хлеба. Для птичек-невеличек вроде синичек хорошо бы повесить кусочек сала.
Кормушка во дворе отличается от «домашней» размером и формой. Уже недостаточно просто рассыпать зерно, надо сделать маленький домик, в котором будет лежать еда. Кормушку можно сотворить из молочного пакета или же из плашек-деревяшек. Есть вариант покупки кормушки в зоомагазине. Помните только, что самоизготовленная вещь всегда ребенка больше радует и учит достигать результатов и получать от них удовольствие. У кормушки должны быть широкие дверцы и «окошки» - птица не полетит в замкнутое пространство. Плюс должны быть и небольшие порожки с каждой стороны, предотвращающие корм от выдувания ветром.
Кормить птиц лучше в определенное время, рассыпав корм вокруг кормушки и поместив часть вовнутрь. Так птицы поймут, к чему вы клоните и начнут интересовать кормушкой. Кроме этого, придерживаясь распорядка подкормки птиц вы (или ребенок) приучите прилетать птиц в определенное время. Такая «власть» над животным миром понравится ребенку и поможет ощутить свою значимость.
Кроме этого именно кормушки и расчет еды для них может увлечь Вашего ребенка на довольно продолжитеьное время. Первое, что необходимо выяснить – это температуру тела и частоту сердцебиения. Это факторы, напрямую связанные со скоростью обмена веществ. Кровь носится по организму с огромной скоростью доставляю питательные вещества в грудные мышцы птиц. Предложите ребенка представить себя птицей и мощно помахать крыльями, найдите мышцы, отвечающие за это и предложите ребенку, воспользовавшись каким-либо грузом, символизирующем силу сопротивления воздуха, отмахать несколько минут. Даже у детей, с их закаленность, случится усталость. Что поможет сделать определенные выводы.
Следующий эксперимент относится к области того же обмена веществ. Если менять еду на полет, то сколько же ее нужно? Известно, что взрослому голубю массой 500 г требуется в сутки около 50 г корма. Взвесьтесь сами, взвесьте ребенка и в течение суток взвешивайте еду (эксперимент нельзя ставить в праздничные дни!). Сделайте выводы.
Обсудите потребность птиц в еде сообразно скорости их движения и на один из вечеров запланируйте научный доклад ребенка на тему птиц и их питания, где он огласит результаты исследования. Это поможет ребенку научиться выступать перед аудиторией (а этот навык еще никому не мешал, а только помогал) и внятно излагать свои мысли на бумаге. Кроме этого, этот доклад, опять же, придаст ребенку веса в его собственных глазах.
В течение какого-то времени ребенок будет интересоваться птицами и происходящим, однако, через какое-то время занятие это ребенку вполне закономерно надоест и он устремится познавать мир дальше. Не ругайте его за это, просто напомните о том, что кормушку надо пополнять и дотянуть до конца зимы, а в следующем году «доживем-увидим».
Ну а что делать, если интерес ребенка не угас? Возможно, следует подумать о том, что ребенок всерьез увлечен биологией? И тогда уже решать этот вопрос :0)
Кристина Вязовская