Вот честное слово, никогда даже не предполагала, что этому нужно учиться. Ну, казалось бы, что тут такого: выиграл - отлично, проиграл, что ж, переживем, повезет в следующий раз, так думаем мы, взрослые, а что же дети?
А у детей все по-другому. У них пока нет достаточного жизненного опыта, чтобы так спокойно рассуждать на тему проигрыша. Цель игры для 4-6 летнего малыша – именно победа. Если же ребенок проигрывает, играть ему становится неинтересно, он может перевернуть настольную игру, разбросать фишки и, надувшись, сесть в уголочке, или даже расплакаться. К каким только уловкам и ухищрениям готовы прибегнуть маленькие хитрецы, чтобы победить! Мой пятилетний сын, например, может объявить, что маленькие, должны бросать кости 3 раза, вместо одного, или переставить мою фишку на несколько ходов назад, пока я отвернусь. В общем, он не дает мне выиграть ни при каких обстоятельствах. Просто именно в этом возрасте, детям очень важно быть самыми лучшими во всем. У дошкольников очень завышена самооценка, все неудачи воспринимаются очень болезненно, и только к 7 – 8 годам ребенок начинает более адекватно оценивать себя и свои поступки. Как же научить малыша правильно воспринимать неудачи?
1. Ни в коем случае не запрещайте ребенку выплескивать свои эмоции в случае поражения, он не должен замыкаться в себе. Пусть покричит, побурчит, или потопает ногами, но при этом не оскорбляет окружающих и не портит предметы. В крайнем случае, предложите ему побить боксерскую грушу, или подушку.
2. Если ребенок проиграл, не делайте вид, что все в порядке, или вообще ничего не произошло. Ему обидно, он переживает, а родителям это безразлично – от этого ребенку станет ещё хуже. Постарайтесь мягко успокоить малыша, скажите, что вы понимаете его чувства, но уверены, что в следующий раз у него обязательно все получится. Конечно, не стоит перегибать палку и делать из проигрыша трагедию.
3. Пока ребенок мал, попробуйте так сформулировать правила игры, чтобы проигравших не было вообще. Например, кто дошел до финиша (неважно каким по счету), то и победил.
4. Если ребенок играет нечестно, или отказывается играть, когда видит, что он проигрывает – очень мягко напомните ему, что смысл игры в том, чтобы весело провести время, важно участие, а не победа.
Личный пример.
Ну и, конечно, как и везде, очень важен ваш, родительский пример. Как вы воспринимаете неудачи и поражения? Как относитесь к проигравшим? Будьте готовы к тому, что ребенок повторяет за вами все, и ваши поступки и ваше отношения к тем, или иным вещам. Если при проигрыше вы кричите, злитесь и расстраиваетесь – кроха будет вести себя подобным образом. Если вы смеетесь над проигравшими, поддразниваете и обзываете их – ребенок просто не сможет себе позволить проиграть, он будет болезненно воспринимать неудачи даже в более старшем возрасте, и даже став взрослым. Зачастую, очень страдают дети тех родителей, которые хотят видеть своего ребенка всегда первым. Малыш видит, как расстраиваются взрослые, и проигрыш для него приравнивается к катастрофе.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Дождь — это еще не повод весь день просидеть дома. Дети обожают погулять по лужам в резиновых сапожках с зонтом в руках. Можно пускать кораблики или веточки по лужам и ручейкам, которые образуются от потоков воды.
Как здорово попробовать себя в роли конструктора! Эту несложную модель ракеты-носителя "Шарик-1" можно сделать очень быстро. Материалом для нее послужит обыкновенный картон, а двигателем... воздушный шарик.
На сегодняшний день у ученых, психологов и педагогов не осталось сомнений по поводу того, что развитие мелкой моторики рук у малышей способствует и общему развитию ребенка, и особенно его речи.