Будучи городским ребенком, я очень любила лето: наконец-то можно было заняться своими делами, не отвлекаясь на дела школьные. К «моим» делам по каким-то до сих пор непонятным причинам, относилось и чтение литературы по тому списку, который выдавали нам на лето. Я читала все это и еще три раза по столько, а потом еще немножко. Я очень люблю читать.
Дети, даже те, которые не любят читать, любят предсказуемость. Именно предсказуемость, писки, традиции и возможность каждую субботу съесть с родителями черничный пирог делает детей более спокойными и придает их беспокойной жизни системность и покой. Границы создают эффект защищенности и детям становится проще ориентироваться в мире.
Итак, лето: огромный временной промежуток для получения массы впечатления. Важно это время не пропустить и не спустить на «отвяжись, ты что не видишь – я занята». Мало кому повезло иметь такое детство, как описал Брэдбери в своем бессмертном «Вине из одуванчиков», поэтому, не имея таких разнообразных развлечений по факту рождения, нашим детям приходится сами себя развлекать. Если только мы не поможем им.
Давайте лучше поможем – детские развлечения выводят и взрослых на контакт со своим внутренним ребенком, делая и взрослых счастливее. Кроме этого, детские занятия помогают нам, взрослым, развиваться и решать свои задачи. За примерами ходить далеко не надо – подвижные летние игры с мячом пойдут на пользу и маме, и папе. Чем же еще можно заняться летом с ребенком так, что бы совместить приятное и очень приятное?
Чтение. Разумеется, чтение. Школьная программа составлена просто удивительно: вызывая оторопь и неприятие у детей, она вполне интересует их родителей (если, конечно, родители смогут переступить через собственные воспоминания заикания и молчания у доски). Множество прекрасных литературных произведений, вошедших в школьную программу, заставили уже не одного родителя забыть про грядущее совещание и погрузиться в перипетии первой любви, сложности парадигмы русской духовности и собственные детско-подростковые воспоминания. Любая книга из списка « на лето» способна понравится взрослому читателю. Попробуйте.
Дискуссии. Несомненно, лучше всего дискуссии удавались Швондеру, но и мы можем не отстать от его умений. Прочитанное всегда можно обсудить с ребенком и узнать массу нового о собственном ребенке, который, кажется, все время на глазах. Но именно общий опыт позволяет сблизиться людям, общие переживание и общее проживание некоего события. И, может быть, надо поменьше читать книг про то, как общаться с ребенком, а начать, наконец, с ним общаться. А не вещать сверху вниз.
Хобби. Практически у любого ребенка есть хобби, если он не задавлен родителями напрочь. При чем это не обязательно собирание комиксов. Каждый ребенок индивидуален и склонен к собственным увлечениям, но, идя на поводу у «стаи» сверстников, зачастую вместо гербария или ракушек собирает бакуганов. Может, я не в теме, конечно, но на мой вкус, природное собирательство покажется ребенку интереснее. Хотя бы потому, что это вызывает дополнительное общение с родителями. Ищите и развивайте интересы ребенка. Это может оказаться неожиданно интересно для вас.
Прогулки. Прогулки, походы, костры и прочие интересные вещи можно реализовать не только на даче или в деревне. Запланируйте какие-то путешествия на каждые выходные и ваш родительское лицо приобретет более свежий и довольный вид. Кроме этого, как знать, может быть вы, благодаря собственному ребенку, откроете в себе новые таланты дайвера или альпиниста?
Александра Постышева