Человеческая память – бесценная кладовая, куда мы год за годом по крупицам собираем знания, опыт, дорогие сердцу воспоминания. Никто не станет спорить, что хорошая память – залог успешной учебы и карьеры.
Нередко родители и педагоги развивают у детей механическую память: выучи наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связанных с друг другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке…
Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с программой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок теряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вчерашний отличник нередко пасует.
В чем же дело? Вся беда в том, что у него не развита ассоциативная память, умение непросто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочисленные и разнородные связи между ними.
Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малыша ассоциативную память. Веселые и несложные на первый взгляд игры активизируют одновременно несколько каналов восприятия: зрение, слух, осязание.
Для занятий понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их несложно. Потребуются картон, мех, лоскутки, ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверхностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть записан порядковый номер и нарисовано соответствующее количество кружочков.
Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше определений – прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последовательность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.
Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с смехом может напомнить котенка, шубу и даже газон с молодой травкой.
Следующий этап работы – соотнесение тактильных ощущений с изображенными на картинках предметами. Дощечки раскладываются в определенном порядке, а над ними - картинки с изображением различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциативные связи.
Например, картинка с изображением лисы, а под ней - дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней - дощечка с наклеенной фольгой и т. д. Ребенок ощупывает дощечки и разглядывает картинки, стараясь запомнить их. Затем картинки убираются, и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу включаются тактильные ощущения: лиса такая же пушистая, как кусочек меха на дощечке, фольга такая же скользкая и гладкая, как зеркальная поверхность и т. д.
Далее задания усложняются. Картинки по ассоциациям меньше связаны с дощечками, поэтому чтобы соотнести их, таким образом запомнить, придется подключить воображение.
Например, картина с изображением капли, а под ней дощечка с наклеенной тканью. Необходимо придумать сюжет.
Следующий этап более сложный . Подключается тактильная память, сформированная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощущения, которые возникали у него при ощупывании дощечек.
Таким образом, дети запоминают довольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них активизируется внимание и развивается словесно – логическое мышление. Ассоциативные связи помогают вспомнить и восстановить цепочку слов, обогатить словарный запас, наполнить речь прилагательными.
Саватеева Марина