Беда современного воспитания в том, что мы, как родители, совсем разучились играть. Мы водим детей на кружки, к репетиторам по английскому, дополнительно на спортивные занятия и еще куда-нибудь, лишь бы не… играть.
Однако игра – это самое продуктивное занятие для детского развития, в том числе и благодаря тому близкому контакту, который возникает между родителем и ребенком в процессе игры. Именно во время игры создается то, что психологи называют «интимностью» - когда во всем мире существуете только вы и ребенок. И это ощущение – интимности – дает ребенку и чувство любви, и чувство защищенности, и чувство собственной нужности и важности.
Дети играли всегда, играли всегда и взрослые, но столь популярные сейчас у нас ролевые игры (в «дочки-матери», в «магазин» и так далее) появились в нашем и детском быту совсем недавно: ведь еще буквально сто лет назад дети были настолько вовлечены в жизнь взрослых, что необходимость проигрывать ситуации из взрослой жизни, просто отсутствовала. Современные же дети, наши с вами дети, настолько живут своей отдельной жизнью, что у них появилась необходимость перенимать опыт предыдущих поколений в различных ситуациях. И игра – это самый простой и легкий способ это сделать. И если в обозримом прошлом игра выполняла в основном социализирующую роль, то теперь она несет и дополнительные нагрузки – в игре как бы увеличивается проблематизация нормативных образов взрослых, рассматриваются различные модели и аспекты взрослой жизни в конкретных ситуациях. А говоря бытовым языком – обстановка самими участниками игры накаляется таким образом, что вопросы взрослой жизни подаются и решаются в концентрированном виде.
Игра – это особая реальность, особая форма существования в реальности и освоения новой, уже социальной, реальности. Именно в игре дети осваивают окружающую действительность путем ее воспроизведения в легкой и доступной для детской психике форме. Фактически это символико-моделирующая деятельность, частичный подбор жизненных сценариев, стереотипов и норм реакции. При этом все происходящее в игре имеет особую эмоциональную насыщенность, которая захватывает ребенка целиком. И тут нас, как родителям, важно понимать, что мотив ролевой игры – не выиграть, а играть. В процессе игр, в процессе взросления, наберутся те или иные схемы взаимодействия с реальностью и когда ребенок попадет в похожую ситуацию уже во взрослой жизни – он среагирует автоматически.
Кроме этого – ролевая игра это отличная методика на выявление проблем в семье, именно из ролевых игр в садике психологи узнают о том, в какой среде растет ребенок и какие методы воспитания превалируют в семье. Верно и обратное – используя игры в «детский садик» дома наблюдательный родитель может понять, в каких условиях в саду находится ребенок. Для этого не обязательно вести многочасовые беседы с воспитателем – достаточно пару раз поиграть с ребенком в течение часа.
Ролевая игра, а точнее – сюжетно –ролевая игра – это основной мотив в дошкольной и младшешкольной игровой деятельности. Именно из этих игр можно сделать выводы о талантах ребенка и обратить внимание на его выдающиеся стороны. Ребенок постоянно играет в школу? Или в кино? Сделайте выводы, помогите ребенку в самоопределении. Играя, ребенок опирается на две основные вещи: сюжет и содержание. При чем это совсем не одно и то же. Сюжет в ролевой игре – это отражаемая в игре одна из сторон действительности. Это то, что дает название игре. Давай поиграем в «доктора», в «магазин», в «садик». Лично я упоенно играла в … «сметану», а моя подруга – в «платный туалет». Никогда не знаешь, что зацепит и поразит ребенка, что он будет проигрывать раз за разом, поражая взрослых. Но основные сюжеты, конечно же, остаются неизменными: «доктор», «школа», «магазин», «сад», «отдых», «прогулка», «дочки-матери» - все эти сюжеты младшие школьники и дошкольники заимствуют из окружающей действительности и реальности. Взрослея, дети берут сюжеты из книг, мультфильмов, фильмов и даже компьютерных игр.
Содержание ролевой игры – это то, что ребенок выделяет как основной аспект деятельности взрослых и их взаимоотношений. Именно самые важные действия и взаимоотношения, с точки зрения ребенка, между взрослыми, будут воспроизводить дети.
Содержание игры становится все более и более глубоким с увеличением возраста ребенка.
Обязательно играйте со своими детьми, играйте в те игры, в которые просят дети – помогите им стать счастливыми взрослыми, помогите ориентироваться во взрослом мире.
Александра Постышева