Во время беременности, перечитав и законспектировав (по студенческой привычке) всю доступную на тот период литературу по педагогике и раннему развитию ребенка и вспомнив свои детские впечатления, я решила создать для малыша максимально комфортные условия для разностороннего развития.
Подошла к этому процессу творчески и, как мне, казалось, в полном объеме. Но наряду с очевидными успехами, со временем выявились и ошибки.
Думается мой рассказ об успехах и неудачах будет интересен мамам, мечтающим воспитать гармонично развитого ребенка.
Наглядные пособия
Софья Ковалевская с самого детства обожала и целыми днями рассматривала математические формулы на листах из книги, которые использовали вместо обоев в ее комнате. И стала, как всем известно, математиком. Я, к сожалению, лишь помню отколупанный предыдущим детсадовским поколением, кусок штукатурки, на уровне глаз, у моей кроватки в спальне. Этот кусок штукатурки напоминал осьминога с ножками – щупальцами, застывшего в нерешительности, в какую сторону ползти?
Моя жизнь до сих пор схожа, с этим осьминогом: в какую сторону двигаться, за что браться?
Итак, уже через месяц после рождения малыша, попривыкнув к новому своему состоянию, к тому, что в детской поликлинике ко мне обращаются не иначе, как «мамочка или мамаша», я приступила к выполнению задуманной программы, которую, я корректировала уже по обстоятельствам.
Окружающая среда должна быть говорящей, не безликой и равнодушной, а дающей. Прямо в кроватке я повесила книгу – азбуку, где была нарисована одна буква и картинка к ней. Раз в неделю страница книги перелистывалась.
Кстати, самой первой азбукой сына был широкий кусок картона с нарисованными на нем буквами и когда малыш в первый месяц лежал на спинке в кроватке и лицезрел потолок, я клала этот картон на края кроватки на уровне глаз малыша и ребенок мог его видеть. Но вскоре пришлось азбуку убрать. Я почувствовала, что малышу не нравится, лежащая сверху азбука.
Кровать малыша стояла в закуточке. На одной стене, на уровне глаз малыша я вывешивала, то, что было в доме: контурные карты, репродукции картин, фотографии животных, открытки с пейзажами.
На другой стене висела магнитная азбука, где я с периодичностью выкладывала коротенькие слова из магнитиков, там же висели магнитики фруктов и овощей, разноцветные бабочки.
С третьей стороны от кроватки стоял шкаф. На его ручке висел большой кусок картона, к которому я прикрепляла репродукции и картинки.
Когда малыш пополз, то наглядные пособия «поползли» вместе с ним. На уровне детских глаз в комнате, в коридоре были развешены картинки, рисунки, таблицы. На кухне они висели так, чтобы ребенок их видел во время кормления.
Когда сын подрос и стал самостоятельно ходить в туалет, то и на дверце туалета уже висела сначала русская азбука, затем английская. На смену азбукам пришла таблица неправильных английских глаголов. Наглядные пособия росли вместе с детьми.
Итог: сын быстро выучил азбуку, мог без запинки назвать, хоть во сне любую букву алфавита.
Но что касается чтения, были определенные проблемы с прибавлением к слогу третьей буквы. Я посчитала, что знание азбуки автоматически повлечет за собой навык чтения, а нужно было сделать акцент на слиянии букв, на прочтении слогов. Ребенку сложно было тянуть один звук и плавно к нему присоединять другой. В слове он отрывисто называл буквы: «с, о, н», не получалось плавного звучания «сон».
С дочкой я уже учила азбуку по кубикам, мы складывали кубики – слоги и учились петь слова, и она достаточно быстро научилась читать.
Саватеева Марина