Дети-дошкольники, выглянув в окно, без труда могут определить, какое время года стоит на дворе. Они перечислят вам много признаков зимы, весны, лета и осени. Но как же быть с ребятишками помладше, например, с трех-четырехлетними детьми?
Они только начинают познавать мир и многих вещей еще попросту не замечают.
Для того чтобы развить в ребенке наблюдательность и научить его распознавать признаки весны, предлагаем вам ряд увлекательных занятий в игровой форме.
Что изменилось вокруг?
В эту игру хорошо играть, глядя в окно или гуляя на улице. Взрослый задает ребенку (или нескольким детям) вопрос: «Что изменилось вокруг?» Каждый игрок должен по очереди давать разные ответы. Например:
Ведущий: «Что изменилось вокруг?»
Петя: «Снега больше нет»
Ведущий: «Что изменилось вокруг?»
Лена: «Деревья стали зелеными» и т.д.
Выигрывает тот, кто последним ответит на вопрос.
После игры объясните детям, что все изменения, которые они заметили, означают уход зимы и приход весны. Кто-то из взрослых может также участвовать в игре для того, чтобы своими ответами обратить внимание детей на особые признаки весны, например, на такие, как постройка птицами гнезд.
Что мы можем делать весной?
Правила у этой игры такие же, как у предыдущей. Дети должны ответить на вопрос, в какие игры они могут играть весной, чем заниматься на прогулке. Например:
Ведущий: «Что мы можем делать весной?»
Леша: «Собирать цветы»
Ведущий: «Что мы можем делать весной?»
Света: «Кидать камушки в лужи» и т.д.
Нарисуй весну
В сухую погоду можно воспользоваться мелками и рисовать на асфальте, в дождливую – сидя дома, рисовать карандашами. Попросите ребенка нарисовать весну. Посмотрите на готовую картинку и подробно расспросите, что изображено на ней и как это связанно с весной.
Обязательно нарисуйте свою картинку с весной, чтобы показать ее малышу и объяснить ему, почему вы изобразили на ней то или другое.
Игра с мячом «Времена года»
Хорошо, если в эту игру будут играть несколько человек. Ведущий называет признаки разных времен года, а игроки должны отбивать все, что не связано с весной и ловить мяч, услышав признаки весны, например:
Зеленые почки на деревьях.
Растаявший снег.
Пение птиц.
Цветы на деревьях.
Первый гром и т.д.
Что стало с…
В эту игру хорошо играть во время прогулки в окружении природы. Ведущий перечисляет предметы (живые и неживые), которые претерпевают изменения в связи с наступлением весны. Ребенок должен ответить, как они меняются, и что с ними стало весной. Если ребенку трудно, можно направить игру в другую сторону: сам малыш называет предметы, которые видит на прогулке, а вы называете изменения, произошедшие с ними весной, например:
Ведущий: «Деревья».
Ваня: «Стали зелеными, на них распустились листья».
Ведущий: «Сугробы».
Таня: «Исчезли, растаяли под солнцем».
Ведущий: «Шерсть на собаках».
Коля: «Полиняла, из толстой превратилась в тонкую».
Лото
Если у вас нет специально купленного для игры с ребенком лото с временами года, вы легко сможете сделать его самостоятельно. Возьмите восемь картонных листов формата А4. Разбейте все листы на квадраты одинакового размера, например, 5х5 см. Каждые два листа будут парными и будут обозначать одно время года. На них в клеточках будут изображены одинаковые картинки признаков зимы, весны, лета или осени (например, в первом квадрате – цветок на обоих парных карточках, во втором – зеленое дерево и т.д.) Что можно нарисовать:
Дерево: зеленое – летом, желтое – осенью, коричневое – зимой, зелено-коричневое – весной.
Поляна: зеленая с цветами – летом, зеленая с ягодами и упавшими желтыми листами – осенью, белая в снегу – зимой, с пробивающимися подснежниками из под снега – весной.
Одежда: шорты – летом, брюки и кофта – осенью, шуба – зимой, куртка – весной.
Обувь: сланцы – летом, резиновые сапоги – осенью, валенки – осенью, ботинки – весной. И т.д.
Оставьте по одному экземпляру картонок с рисунками времен года целыми, а вторые экземпляры разрежьте на маленькие квадратные карточки.
Играть в такое лото очень просто даже для малышей. Каждому раздается по карточке А4, обозначающей определенное время года. Все разрезанные маленькие картинки лежат перевернутые в одном месте. Ведущий достает любую картинку, называет, что на ней нарисовано, а игроки должны понять, есть ли на их больших карточках такая картинка. Тот, у кого нарисована такая же картинка, кладет поверх нее маленькую, полученную от ведущего. Выигрывает тот, кто первый заполняет всю большую карточку картинками. Важно, чтобы каждый игрок знал, какое время года изображено на его карточке.
Не забудьте, что в каждой местности есть свои особые признаки весны. Обязательно объясните это ребенку. Где-то весна очень похожа на зиму, а где-то она имеет множество признаков лета. Эти знания только расширят кругозор вашего малыша.
Наталья Ворожцова