Многих родителей беспокоит ряд вопросов: не много ли играет ребенок? Не пора ли ему учиться? Сколько можно играть? Должен и я играть со своим ребенком?
Ответы на эти вопросы просты – ребенок играет столько. Сколько ему нужно, только доиграв свои игры он будет с удовольствием учиться, играть он будет ровно столько, сколько нужно, и да, родители должны играть со своими детьми.
Играть детки начинают еще в младенческом возрасте (то есть до года) и продолжают играть, в современном мире, еще в университетах. Некоторые «детки» обладают брюшком и бородой, парочкой собственных детей и успешной карьерой, но продолжают играть за монитором, строя свою реальность там. Это, в определенном смысле, результат недоигранности в нужном возрасте.
В игре дети обучаются взаимодействию с миром и изучают те возможности мира, к которым их допустят взрослые. Все начинается с изучения предметов и их функций: кубик к кубику, выйдет башенка, колечко к колечку на палочку – пирамидка. Но игры с платочком в «куку» известны каждой маме и, как и кубики, нацелены на познание возможностей предметов: мама может исчезнуть, а платок маму может закрыть. Конечно же, мамы не являются предметами J.
Дальше – больше: кубик уже может выполнять функцию не только части пирамидки, но и быть чем угодно. В зависимости от того, какие функции этого кубика показала ребенку мама, вводя его, тем самым, постепенно, в мир творческого мышления. Кубик превращается во что угодно, в старшем дошкольном возрасте даже в рыцаря. После знакомства с полифункциональностью предметов и благополучного отделения от взрослых, ребенок вступает в дошкольный возраст, где игра приобретает и вовсе значимое (архизначимое) место в познании мира ребенком: ребенок познает мир социальный, мир реакций людей друг на друга, мир социальных взаимодействий.
Именно в игре ваш ребенок познает мир: сначала богатство предметов и функций, а затем богатство человеческих взаимоотношений Дети играют в доктора, ветеринара, пожарных, в «суп» и магазин в классики и резиночки, в казаков-разбойников и так далее. И во всех этих просты действиях скрывается самое важное для человека – развитие. В игре зачастую приобретаются новые знания, и многократно отшлифовываются уже имеющиеся навыки. Игра развивает воображение. Игра развивает эмоциональный контроль. Именно игра развивает детскую речь. В игре ребенок учится управлять собой и выполнять правила, которые необходимо соблюдать и отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт. В игре ребенок учится и конфликтовать.
Лишая ребенка игрового времени, вы лишаете ребенка возможности получить необходимое ему развитие, тормозите его фантазию и не даете реализовать свой творческий потенциал. Играя с ребенком вместе, вы налаживаете эмоциональную связь (если с ней проблемы) и позволяете вам вместе существовать в особом игровом и волшебном пространстве, в котором все участники становятся ближе друг к другу.
Время, необходимое для игры, в разном возрасте разное. Так у младенцев это несколько минут, у детей в раннем детстве до 15 минут. Младшие дошкольники играют 10-15 минут, у средние дошкольники около 50 минут. Ну а у старших дошкольников игра занимает час и больше (вплоть до нескольких дней при сложных многоступенчатых играх).
Дети играют с любым материалом, который могут превратить в игрушку и для их развития гораздо лучше делать принцесс из одуванчиков, чем из «готовой» Барби. Которая имеет законченный образ. К такому образу тяжело додумать что-то свое, да и не надо – образ уже создан. Постепенно отмирает необходимость, а за ней и желание что-то делать той частью психики, которая отвечает за творчество.
Играйте со своими детьми, разрешайте играть детям столько, сколько нужно, ведь игра – это основной способ детского развития.
Кстати, не забывайте играть и сами – это очень поднимает энергетику каждого человека.
Александра Постышева