А точнее – для чего детям делать поделки из природного материала7 Ведь вокруг столько замечательных игрушек, которые родители могут купить своему ребенку. Не тратя времени на сбор природных материалов, на их грамотную сушку и уж конечно не возясь потом с поделками из природных материалов, которые у родителей зачастую выходят несколько хуже, чем на картинках мастер-классов.
Ответить на этот вопрос можно двумя словами – для того. А вот если давать развернутый ответ, то впихнуть его в одну статью не выйдет – слишком уж обширная тема.
Природные материалы – возобновляемый, при чем с легкостью, природный материал. Затраты на природные материалы равняются нулю, и речь идет не только о кошельке родителей. Природные материалы легко перегнивают, когда их выбрасываешь и уже через год будут служить естественным удобрением для всех растений, в отличие от десятилетий гниющей головы какоцй-нибудь Барби. Обучение экологической культуре начинается с малого – вот и возможность с этого малого начать. Используя природные материалы в игре дети учатся беречь природу и оценивать ее богатство.
Учусь ценить природу и ее богатство, учась беречь то, что есть, дети учатся и фантазировать. К сожалению, в который раз «благодаря» телевизору и компьютерам дети перестают быть фантазерами и от этого страдают. Уходят мечты, уходят выдумки. Настроение и радость. Остается усталость и общая неудовлетворенность. Снижается определенный вид мышления, который основан на фантазировании.
Как у младших, детсадовских деток, так и у их старших товарищей развивается и моторика рук – способность прицепить на нужное место мелкие и крупные предметы. Развивается и пространственное воображение – которое нам так упорно и безнадежно развивали на уроках черчения. А пространственное воображение это основа ориентации, при чем не только среди предметов своего бытия, но и ориентации на местности.
Идем дальше. Мелкая моторика, фантазирование, пространственное воображение, экологический взгляд на мир… что еще? Умение доводить дело до конца! Легкость в обращении с природными материалами, их износоустойчивость и возобновляемость помогают детям расслабиться и творить, а, значит, легко доводить дело до конца: вижу цель, не вижу препятствий! Важно и то, о чем я чуть выше сказала мельком: возобновляемость и износостойкость материалов. Чатсо детки. У которых не получается что-либо сделать, находят успокоение и буквально отраду при работе с природными метариалми: никто не заругает. Совесть болеть не будет, стыдно тоже не будет. Ну и конечно, после работы с приррдными материалами следует помнить, что они очень легко и просто убираются6 достаточно на время развлечения подстелить газетку, а затем ее вытрясти и – вуаля – все чистенько.
Интересной вам осени и творческих природных решений!
Елена Зяблик